Приветствую Вас, Гость


Дети в колясках лицом от родителя испытывают стресс:

британское исследование


В последние годы производство колясок, в которых дети обращены лицом к миру, значительно набрало обороты. Считается, что подобное положение активизирует инициативу малыша к познанию мира, а положение "лицом к родителям" напротив, ограничивает.  21 ноября 2008 были опубликованы данные первого в своем роде исследования ощущений, испытываемых ребенком, когда его везут в коляске. Исследование показало, как влияет направленность коляски на  взаимодействие малыша и  родителей, а также на уровень стресса в детском организме. 

Не секрет, что для гармоничного роста и развития ребенка, очень важно, чтоб родители замечали и мгновенно откликались на его нужды и потребности, на его чувства и эмоции. Это подтверждает надежность и доброжелательность окружающего мира: мир добр ко мне и готов мне помочь. И конечно, воплощением детских ожиданий относительно окружающего мира являются родители. Какое отношение к этому имеют коляски? Давайте посмотрим!

Исследование.

Британское исследование состояло из двух этапов. В первой части производилась съемка и анализ поведения 2722 пар родитель-ребенок на прогулках  в  54  различных городах Великобритании.  Вторая часть исследования была менее  масштабной: на примере 20 пар мама-малыш более подробно исследовалось взаимодействие родителя и ребенка, а также их физическое и эмоциональное состояние во время прогулок в колясках обоего типа.

В исследовании приняло участие 32% детей до 1 года,  37% в возрасте 1-2лет, и 32%, в возрасте 2-3 лет. Также была выведена статистика о том, кто чаще всего гулял с ребенком. Вот что получилось:

Возраст ребенка / Кто из родителей гулял с малышом:
     Мама    
     Папа    
     Оба    
До 1 года
69%
6%
25%
1-2 года
69%
8%
23%
Старше 2 года
73%
9%
18%
Итого:
70%
8%
22%

В первой части исследования рассматривалось несколько вопросов:

  1. Какие средства для транспортировки ребенка наиболее часто используются во время прогулок: коляски, обращенные наружу, коляски обращенные к родителю, ношение на руках, совместная прогулка пешком.

    Как оказалось наиболее популярным средством были коляски, причем обращенные наружу. Они использовались во всех возрастах испытуемых. Часть детей носили на руках, однако как оказалось, она была минимальной.

    Возраст ребенка / Средство транспортировки
    Коляска, обращенная наружу
    Коляска, обращенная к родителю
    Ношение на руках
    Прогулка пешком
    До 1 года
    60%
    34%
    6%
    0%
    1-2 года
    86%
    4%
    3%
    7%
    Старше 2 года
    37%
    2%
    3%
    58%
    Итого:
    62%
    13%
    4%
    21%

    Результаты, что называется, говорят сами за себя: те способы ношения и перевозки ребенка, которые наиболее "экологичны" и менее травматичны для малыша, к сожалению, оказались наименее популярными.

  2. Как вели себя дети в колясках: разговаривали, молчали, плакали, просились на руки, спали? И какое влияние на поведение оказывала та или иная ориентация коляски?

    Возраст ребенка /Что делали:
     Разговаривали
    Молчали
    Плакали
    Просились
     на руки
    Спали
    До 1 года
    5%
    57%
    2%
    2%
    35%
    1-2 года
    15%
    69%
    2%
    6%
    8%
    Старше 2 года
    38%
    54%
    2%
    4%
    2%
    Итого:
    19%
    60%
    2%
    4%
    15%

    Активность общения очень четко прослеживалась в зависимости от того, куда была направлена коляска. Дети, обращенные наружу, общались меньше, нежели дети, повернутые лицом к родителям. С увеличением возраста ребенка активность общения возрастала, однако общей тенденции это не меняло.

     Средство транспортировки / что делали дети
     Разговаривали
    Молчали
    Плакали
    Просились на руки
    Коляска, обращенная наружу
    12%
    80%
    2%
    6%
    Коляска, обращенная к родителю
    17%
    79%
    3%
    1%
    На руках
    31%
    62%
    6%
    1%
    Прогулка пешком
    50%
    46%
    2%
    2%
    Итого:
    22%
    71%
    2%
    5%


  3. Насколько активно было общение между детьми и родителями?

    Вообще нужно сказать, что во время прогулок родители не очень активно общались со своими детьми. С детьми до года общалось всего лишь 13% родителей, от 1-2 лет - 17%, и после 2х лет - 35%. Если взять усредненную цифру, то получится, что примерно 22% родителей общается с детьми на прогулках.

    Конечно, на это отчасти влияет возраст ребенка - чем старше становится ребенок, тем более активным становится общение, и тем не менее даже после двух лет эта цифра составила всего лишь одну треть от общего числа испытуемых. Как отмечали исследователи, казалось, что родители живут в каком-то своем мире, куда-то бегущем, торопящемся, решающим бесконечные проблемы, и порой единственным человеком, поговорившим с ребенком за время прогулки была проходившая мимо бабушка.

    На активность родительско-детского общения свое влияние оказала и ориентация коляски. Если ребенок был расположен лицом к матери (или отцу), те общались с ним гораздо охотней и активней:

    Процент родителей, общавшихся с детьми
    Коляска, обращенная наружу Коляска, обращенная к родителю На руках Пешая прогулка
    11%
    25%
    46%
    47%

    К слову, если родитель проявлял инициативу и общался с ребенком, 80% детей откликались на этот призыв и отвечали. Чем старше был ребенок, тем более активно он отвечал на общение с родителями

  4. Как часто ребенок в коляске, обращенной наружу, пытался привлечь внимание родителей, искал их, просились на руки? И можно ли назвать состояние этих детей в целом благополучным?

    Как показало исследование, дети пытались привлечь внимание родителей двумя способами: либо пытались развернуться к родителю либо плакали. Удручает то, что ответный отклик получило лишь 8% детей, при этом плач оказался наиболее эффективным средством: он срабатывал в половине случаев. Это говорит о том, что использование колясок, обращенных "лицом к миру", отнюдь не способствует тому, что родители чутко реагируют на потребности своих детей  и пытаются как-либо исправить ситуацию. Это рушит ожидания ребенка: "оказывается, мир вовсе не так добр ко мне, как хотелось бы, и даже если плакать - не факт, что помощь придет".

    Интересно, что количество детей, спящих в колясках, обращенных к родителю, было в два раза больше, нежели в колясках обращенных наружу. Этот результат для исследователей оказался неожиданным, однако вполне объяснимым. Дети, как собственно и любой взрослый человек,  лучше засыпают, когда чувствуют себя комфортно и в безопасности. Безопасность, согласно пирамиде Маслоу,  - одна из базовых потребностей любого человека. Визуальный контакт с родителем позволяет детям чувствовать себя спокойно и уверенно, в отличие от детей, которых возили лицом от себя. У тех, напротив, наблюдалась эмоциональное напряжение и перевозбуждение, и им сложнее было уснуть.

Первая часть исследования показала, что:

  • Коляски, обращенные наружу - наиболее популярное средство для транспортировки ребенка во всех трех возрастных группах.
  • Коляски, обращенные наружу, приводят к пассивности взаимодействия между родителями и детьми, причем эта тенденция наблюдается с обеих сторон: у детей активность падает на 1/3, у родителей - в два раза. И наоборот, использование колясок, обращенных к родителю, повышает активность общения в два раза.
  • Более половины детей в возрасте до года возят в колясках, обращенных от родителей. И это в том возрасте, когда в процессе коммуникации особенно важен визуальный контакт: мимика, эмоции, жесты!
  • Очень большой процент детей не проявляет желания к общению и гуляют молча: 80% маленьких детей и 50%  2-3х лет.
  • Родители чаще общаются с детьми более старшего возраста. Это в общем-то логично, ведь те уже владеют минимальным лингвистическим запасом, однако не нужно забывать, что с самого рождения ребенку очень важно слышать родительский голос, мелодику речи, эмоции и чувства, выражаемые ими через слова.
  • Родители могут влиять на активность коммуникации. Если они проявляют инициативу, дети с удовольствием откликаются.
  • Модель коляски (обращенная наружу/к родителю) может оказывать влияние на эмоционально-чувственное и интеллектуальное развитие ребенка. Предоставленные на длительное время самим себе, лишенные родительского внимания и отклика на свои потребности, дети испытывают эмоциональный стресс, который порой может даже вызвать психологическую, а иногда и физическую травму (фиксировались случаи, когда ребенок выпадал из коляски, так как не мог иначе привлечь внимание родителей: ни плач, ни оборачивание к родителю эффекта не имели).

Во второй части исследования 20 пар мама-малыш (возраст детей от 9 до 24 мес) просили прогуляться по парку. Для прогулки им выдавали коляски, которые можно было возить в обоих направлениях: и лицом наружу и лицом к маме. Через 15минут прогулки маму встречал один из экспериментаторов и предлагал повернуть коляску в обратном направлении. В течение всей прогулки портативным прибором у детей измерялся сердечный ритм, а в конце маму просили оценить по 4х балльной шкале кофмортность каждого этапа прогулки для нее самой и для ребенка.

Как показала вторая часть исследования, активность общения матери и малыша, когда он был расположен лицом к ней, значительно возрастала (в среднем 15,8 предложений в минуту против 6,1). Менялся даже характер общения. Когда малыш был расположен лицом к маме, они разговаривали о прошедших или будущих событиях, настроении ребенка, об окружающих предметах, мама гораздо чаще называла его по имени. Мелодика речи и эмоциональность были намного ярче выражены. Интересно, что общительность ребенка в  данной возрастной группе (9-24мес) оказалась примерно одинаковой, независимо от активности со стороны матери и положения коляски. Зато количество смеха и улыбок было больше в 3раза со стороны мамы и почти в 10 раз со стороны ребенка, когда у них был визуальный контакт.

Сердечный ритм тех детей, которые начинали поездку лицом к маме, а затем разворачивались лицом наружу менялся незначительно, а вот у ребенка, которого везли сначала лицом к миру, а затем разворачивали к маме, сердечный ритм изменялся более заметно в сторону понижения.

Обмениваясь впечатлениями с экспериментаторами и другими участницами, многие  матери отмечали более высокий уровень комфорта взаимодействия с малышом, когда он находился лицом к ним. Для многих из них это оказалось неожиданностью.

 "Мы никогда не думали, что разница в положении коляски может так влиять на наше общение", - отмечали испытуемые. "Везти ребенка лицом к себе оказалось намного комфортней и интересней. Я видела лицо малышки, ее реакцию на свои слова, я видела ее глаза. Это так приятно, видеть чувства, эмоции своего ребенка, гримаски, которые она делает. Мне кажется, она была счастливей, когда мы могли видеть друг друга".

Выводы.

На что обращают внимание родители при покупке коляски? Практичность, удобство в использовании, цена. И практически никто не задумывается о том, что положение в ней ребенка оказывает огромное влияние на взаимодействие мамы и малыша, его эмоционально-психическое состояние. Интересно, что даже такая 15минутная прогулка лицом друг к другу сподвигла большинство испытуемых на то, чтобы сменить их коляску на другую модель, где ребенок находится лицом к матери. Печально только то,  что в России выбор прогулочных колясок (для сидящих деток), обращенных к родителю, пока что не велик.

... На что похожа жизнь в коляске? По результатам этого исследования можно утверждать, что если ребенок находится лицом к миру, он чувствует себя  более изолированно и одиноко, нежели предполагают родители. Подобные прогулки эмоционально обделяют ребенка, нивелируют его потребности и нарушают интуитивно-чувственную связь между родителем и ребенком. В колясках, где малыш находится лицом к матери, она в любой момент может увидеть лицо малыша, заметить, радуется он или грустит, испуган или устал, и предпринять соответствующие действия. Обращенность лицом к родителю придает детям спокойствие и уменьшает эмоциональный стресс.

Считается, что если ребенок обращен лицом к миру, он больше узнает о нем. Однако не стоит забывать о том, что психика малыша еще формируется, и важное значение в формировании эмоциональной устойчивости имеет его взаимодействие с родителями. Для ребенка очень важны комментарии, мысли и чувства родителя относительно того или иного явления. Первую информацию о том, как реагировать на незнакомую ситуацию, малыш всегда "считывает" с мамы - он смотрит на ее лицо, мимику, чувствует ее эмоциональное состояние, после чего выстраивает свою собственную реакцию на то или иное событие. так, какие-то ситуации, быть может вызвавшие у ребенка страх, могут пройти более гладко и спокойно, если мама не нервничает и находится в позитивном расположении духа. Ребенок понимает, что все в порядке. Если же у него нет перед глазами родительского примера, ему приходится самостоятельно решать, как реагировать на то или иное событие. И, конечно, это утомляет, перегружая  детскую психику. На эту тему, кстати,  есть хороший анекдот:

- Давайте определим причину вашего невроза, - предлагает психиатр пациенту. - Скажите, что у вас за работа?
- Я сортирую апельсины.
- Ну и что же в этом сложного?!
- Мне нужно отсортировать апельсины: в одну корзину большие, в среднюю поменьше и в маленькую - маленькие.
- Так почему же вы нервничаете на такой спокойной работе?
- Спокойной?!! Да поймите же вы наконец, что целый день я должен принимать решения, решения, решения!!

Примерно в такой же ситуации находится ребенок, сидящий лицом к миру. Не имея возможности ориентироваться на родительскую реакцию, он каждый раз самостоятельно принимает решение и делает выбор, как среагировать на то или  иное событие, в какую корзину положить тот или иной "апельсин".

В России подобные коляски ("лицом к миру") чаще всего используют тогда, когда ребенок немножко подрастает и активно стремится к познанию мира. Это так называемые "прогулочные" коляски. Однако за этой гонкой к социализации не стоит забывать о том, что ребенок, повернутый лицом к миру, к подавляющем большинстве случаев перегружен получаемыми впечатлениями, его нервная система перевозбуждена. Вопреки ожиданиям родителям о наполненности прогулки интересными впечатлениями она  вызывает у ребенка стресс. Происходящие вокруг события не получают той яркой эмоциональной огранки, которую может дать ребенку мама,  ему сложно самостоятельно оценить и понять их все. В результате они сливаются  в один сплошной аудио-визуальный поток, от которого ребенок перевозбуждается и устает.

Конечно, каждый родитель вправе сам выбирать, какой коляской он будет пользоваться. Детей в колясках возят обычно до 3х лет. Это время очень важно для психического и эмоционального здоровья маленького человечка. И в силах родителей сделать этот этап жизни максимально спокойным, радостным и счастливым.

Лаура Барбур из фонда Саттон Траст, который проспонсировал исследование, выразила надежду, что «производители колясок внимательно отнесутся к данному исследованию, в котором показано, что модель коляски напрямую влияет на качество взаимоотношений малыша и мамы, начиная с самого раннего возраста"

"Родители заслуживают того, чтобы делать осознанный выбор того, как обеспечить своим детям комфортное эмоциональное, физическое и психическое развитие», - добавила автор исследования, Сюзанна Зидик.


Обзор составлен Корниловой Аллой
Перевод Корнилова А.
г.Томск-2010
По материалам исследования
"What's life in a baby buggy like?
The impact of buggy orientation on parent-infant interaction and infant stress."

Researh study carried out by Dr.M.Suzanne Zeedyk
in collaboration with the National Literature Trust
21 nov 2008