Приветствую Вас, Гость


Примерные параметры развития ребенка до 2х лет



Второй месяц:
Основной навык
  • Ловит ваш взгляд
Простые двигательные навыки
  • Конечности расслаблены, вытягиваются в стороны
  • Покачивает головой, когда кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении
  • Непроизвольное подергивание мускулов становится реже
  • Поднимает голову на 45°
Движения рук и помощь самому себе
  • Кулачки частично раскрыты, бесцельно молотит руками
  • Недолго может держать погремушку
Навыки общения и развития языка
  • Воркует, визжит, булькает
  • Чавкает, хрипит
  • Улыбается в ответ
  • Выказывает эмоции: доволен, недоволен
  • Улавливает настроение (огорчается, если огорчен кто-либо из родителей)
  • Успокаивается, занимаясь собственным большим пальцем
  • Поддерживает контакт глазами, изучает ваше лицо
  • Неотчетливые мимические движения
  • Следит за движущимся человеком
  • Плачет, когда кладут в кроватку
Мыслительные способности
  • Чувствует настроение, сердится, если его не понимают
  • Подает сигналы и ждет ответа, доверяет вам
  • Устанавливает ассоциации: за плачеи следует кормление или помощь
Что нравится детям в этом возрасте
  • Покачиваться и подпрыгивать
  • Смотреть на машинки
  • Смотреть на черно-белое изображение
  • Слушать музыку(предпочтительно классическую)
  • Оживленная речь и жесты
  • Детский массаж
  • Лежать на груди отца
Третий месяц:
Основной навык
  • Играет ручками
Простые двигательные навыки
  • Конечности свободно распрямляются; делает велосипед и другие движения в свободном стиле
  • Лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку
  • Недолго может опираться на ножки
  • Прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении
  • Переворачивается со спины на бок
Движения рук и помощь самому себе
  • Кулачки раскрыты
  • Делает резкие хватательные движения, чаще промахивается, чем попадает
  • Долго держит погремушку, гремит ею
  • Цепляется ручками за одежду и ваши волосы
  • Сосет пальцы и кулачок
  • Играет руками
Навыки общения и развития языка
  • Воспроизводит гласные звуки: "аах”, "ээх”, "эээ”, "оох”
  • Произносит более громко отдельные звуки
  • Плачет по-разному в зависимости от своих запросов, делая паузы
  • Начинает смеяться
Мыслительные способности
  • Учится понимать связь причины и следствия: толкнул машинку – она поехала
  • Учится понимать вообще: может привлекать внимание окружающих с помощью улыбки, плача, жестов и телодвижений
Что нравится детям в этом возрасте
  • Вставать на ваших коленях, перегибаться, находясь у вашей груди, заглядывать через плечо
  • Поигрывать собственными руками
  • Играть полусидя(больше чем лежа)
  • Колотить руками по игрушкам
  • Манипулировать с кольцами и погремушками
  • Выполнять вольные упражнения на полу("хлопающие крылья”)
Четвертый месяц:
Основной навык
  • Точно следит взглядом за движениями
Простые двигательные навыки
  • Стоит с поддержкой
  • Сидит, опираясь на руки
  • Отдыхает на локтях
  • Переворачивается с живота на спину
  • Поднимает голову на 90 °, осматривается, поворачивая голову на 180 °
Движения рук и помощь самому себе
  • Тянется к предметам двумя руками
  • Собирает подвешенные игрушки
  • Заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь
  • Зажимает предметы в руках
Навыки общения и развития языка
  • Вытягивает губы, чтобы издавать разные звуки: "ах-ох”
  • Выдувает пузыри, громко лопочет, брызгаясь слюней
  • Весело смеется, когда его щекочут
  • Жестами показывает, что хочет к вам на руки
  • Развивается бинокулярное зрение: большие глубина восприятия и сосредоточенность взгляда, более точное слежение глазами
Умственные способности
  • Представляет себе, что хочет получить, подавая сигналы (т.е. осознает, что с ним нянчатся)
  • Понимает, что предметы имеют свои названия ("киса”)
Что нравится детям в этом возрасте
  • Радоваться при виде родителей и приглашать их к игре
  • Развлекать себя собственными руками
  • Играть с обручами, погремушками
  • Колотить руками по игрушкам
  • Катать мяч
  • Наклоняться вперед, когда вы подбрасываете его на коленях
Пятый месяц:
Основной навык
  • Точно схватывает нужные предметы
Простые двигательные навыки
  • Сидит, опираясь на пол или на подушку в детском креслице
  • Встает, держась только для равновесия
  • Раскачивается, лежа на животе ("самолетик”)
  • Приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола
  • Переворачивается с живота на спину и обратно
  • Брыкается
  • Вытягивает шею, чтобы лучше видеть
  • Способен хватать игрушки
Движения рук и помощь самому себе
  • Одной рукой дотягивается до желанных предметов
  • Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает их в рот
  • Начинает играть с кубиками
Навыки общения и развития языка
  • Бормочет ("ба-ба-ба”), привлекая к себе внимание
  • Поворачивает голову к говорящему
  • Пытается имитировать звуки, модуляции и жесты
  • Наблюдает за движениями вашего рта
  • Издает различные возгласы в зависимости от своих потребностей
  • Начинает проявлять интерес к твердой пище
  • Проявляет интерес к цветам
Умственные способности
  • Усваивает, какие его жесты и звуки находят отклик
  • Делает озабоченное лицо во время игры руками
  • Распознает форму предметов: тянется к предмету, заранее складывая кисть руки так, чтобы удобнее было взять его
  • Отталкивает вашу руку, когда вы даете ему лекарство
Что нравится детям в этом возрасте
  • Отталкиваться ножками от опоры
  • Хватать вас за нос, дергать волосы
  • Пищащие и квакающие игрушки
  • Детское креслице
  • Игра в "ладушки”
  • Играть в прятки ("ку-ку”)
Шестой месяц:
Основной навык
  • Сидит
Простые двигательные навыки
  • Хорошо сидит без посторонней помощи, пользуется руками для равновесия и чтобы не упасть
  • Сидит в детском креслице
  • Хорошо стоит, держась за мебель
  • Крутится во все стороны
  • Перебирает игрушки и передвигает их
Движения рук и помощь самому себе
  • Берет в руку разные предметы
  • Указывает на игрушки
  • Играет с кубиками
  • Использует всю ладонь, чтобы сгребать предметы
  • Берет небольшие предметы с помощью указательного и большого пальцев
Навыки общения и развития языка
  • Издает более протяжные и разнообразные звуки
  • Экспериментирует с частотой и громкостью новых звуков, следит за вашей реакцией
  • Выражает настроение звуками и движениями тела: кричит, хохочет, хлопает в ладоши, хрюкает, рычит, делает грустное лицо
  • Мимики и жесты становятся отчетливее и яснее
Умственные способности
  • Выказывает большую "направленность” во время игры: старается взять третий кубик, уже держа в руках по одному
  • Дольше занимается с игрушками и пытается понять, что с ними можно проделывать
Что нравится детям в этом возрасте
  • Играть с кубиками
  • Купаться с игрушками
  • Брызгаться
  • Играть на полу, приподниматься
  • Играть колесиками, катать предметы цилиндрической формы, тележку
  • Подпрыгивать у вас на коленях
С 6-го до 9-го месяца:
Основной навык
  • Ползает, используя хватательные движения
Простые двигательные навыки
  • Самостоятельно сидит без поддержки
  • Стремительно устремляется за игрушкой
  • Ползает на руках и на коленях
  • Вращается по кругу
  • Толчками старается встать
  • Стоит, опираясь на мебель
Движения рук и помощь самому себе
  • Поднимает с пола маленькие предметы с помощью большого и указательного пальцев
  • Пытается сесть самостоятельно
  • Хватает движущиеся игрушки; роняет игрушки, наблюдает, как они падают
  • Пьет из чашки
Языковые навыки
  • Повторяет слоги ("ах”, "да”, "ба”, "ма”, "ди”, "му”) и отдельно, и соединяет их между собой
  • Прибегает к помощи языка, чтобы произнести звуки "ах-да”
  • Постоянно откликается на свое имя
  • Общественная направленность: разводит и машет руками, чтобы пригласить вас поиграть, поднимает руки, как бы говоря: "Подними меня”
Мыслительные способности
  • Ассоциирует воображаемый образ со словом и изображением ("кошка”)
  • Различает понятия "в” и "из” (начинает понимать, что меньшее можно положить в большее)
  • Оживляется при посторонних
Что нравится детям в этом возрасте
  • Прыгать под музыку
  • Играть в прятки ("ку-ку”)
  • Ловить мыльные пузыри
  • Катать мяч
  • Рассматривать маленькие предметы
С 9-го до 12-го месяца:
Основной навык
  • Быстро ползает, путешествует
Простые двигательные навыки
  • Удивительно проворно ползает
  • Переходит от ползания к сидению
  • Старается вскарабкаться на мебель
  • Заползает по ступенькам вверх
  • Ползает вокруг мебели
  • Встает без поддержки
  • Без посторонней помощи делает первые самостоятельные шаги: на негнущихся ногах, покачиваясь, широко расставляя ноги и часто падая
Движения рук и помощь самому себе
  • Хорошо развито хватательное движение
  • Показывает на предмет указательным пальцем
  • Пытается руками показать (объяснить) форму предмета
  • Складывает и роняет кубики
  • Показывает, что он может делать руками
Языковые навыки
  • Издает двусложные звуки ("ма-ма”, "па-па”, ассоциирует их с людьми
  • Понимает слово "нельзя”
  • Имитирует звуки: кашель, щелканье языком
  • Понимает жесты (машет ручкой на прощанье)
Мыслительные способности
  • Запоминает отдельные события
  • Произносит ключевые слова, как бы воспроизводит предполагаемое действие("иди”-смотрит на дверь)
  • Запоминает, где находится игрушка, если ее спрятать
  • При словах: "Мама пришла” представляет ее образ и перестает капризничать
  • Беспокоится, оставаясь в одиночестве
Что нравится детям в этом возрасте
  • Играть с емкостями (накладывать, наливать, выливать)
  • Интересоваться содержимым карманов отцовской рубашки
  • Общаться с самим собой, глядя в зеркало
  • Закрывать банки и снимать с них крышки
  • Складывать 2-3 больших кубика
С 12-го до 15-го месяца:
Основной навык
  • Ходит
Простые двигательные навыки
  • Ходит без поддержки – стал прямоходящим существом
  • Пробует различные варианты походки
  • Заползает по ступенькам вверх и спускается назад
  • Старается слезть с высокого стула
  • Выполняет движения: встал –пошел – пополз – встал - пошел
Движения рук и помощь самому себе
  • Использует разные предметы: посуду, зубную щетку, расческу, телефон
  • Открывает шкафы, достает содержимое
  • Бросает мяч руками
  • Помогает при одевании
  • Ест сам, держит бутылочку
Языковые навыки
  • Использует звуки ("б”, "к”, "д”, "г”); слова короткие, начинающиеся с этих звуков
  • Произносит 4-5 понятных вам слов
  • Произносит частично слова ("мя” вместо "мячик”)
  • Произносит и показывает жестами "нет”: "не-не-не” и отрицательно качает головой
  • Показывает, что ему нужно, жестами и произнося начало слова
  • Знает имена близких людей и указывает на них
  • Понимает и выполняет простые указания ("Брось мячик папе”)
  • Смеется над забавными сценками
Мыслительные способности
  • Растущий словарный запас и развивающийся ум упрощают процесс запоминания
  • Связывает близких людей и предметы с их именами и названиями
  • Возникают мысленные ассоциации при ваших словах и жестах
  • Начинает изучать, как устроены вещи: старается закрыть коробку крышкой, сложить кубики
Что нравится детям в этом возрасте
  • Толкать и пинать игрушки
  • Бросать мяч, искать игрушки
  • Игры, связанные с прикосновениями
  • Исследовать пустые ящики, мусорные ведра (будьте внимательны!)
  • Кататься на отцовских плечах
  • Разговаривать с игрушками
  • Имитировать звуки, издаваемые животными ("гав-гав”)
С 15-го до 18-го месяца:
Основной навык
  • Понимает простую речь
Простые двигательные навыки
  • Ходит по кругу, возвращается назад, кружится на месте
  • Бегает, бродит, скачет, подпрыгивая
  • Поднимается по ступенькам с поддержкой
  • Останавливается, чтобы поднять игрушку
  • Карабкается на мебель, пытается вылезти из манежа
  • Катается на четырехколесном велосипеде
  • Старается пнуть мяч, часто промахивается
  • Устраивается поудобнее на стуле
Движения рук и помощь самому себе
  • Царапает прямые линии и полукруги
  • Открывает ящики
  • Разбирается в одежде
  • Бросает мяч всей рукой
  • Макает в жидкость кусочки твердой пищи
Языковые навыки
  • Использует полные слова(вместо "ба”-"баба”, "мя”-"мячик”)
  • Произносит 10-20 понятных вам слов
  • Соединяет два простых слова вместе ("нет-нет”, "пока-пока”)
  • Составляет первые предложения ("Иди, пока-пока”)
  • Ответы на вопросы не сопровождает жестами
  • Лепечет на "своем” языке
  • Использует слова, означающие кормление ("ням-ням”)
  • Понимает слова "вниз”, "вверх”, "из”, "горячо”, "другие”
  • Жестикулирует (прикладывает палец к губам и произносит "тсс” - для установления тишины)
Мыслительные способности
  • Сортирует предметы по форме, составляет пирамиду, учитывая размеры колец
  • Заглядывает во все уголки дома
  • Находит знакомые картинки в книжке ( "Найди кошечку” )
  • Вставляет округлые колышки в дырочки
  • Меньше беспокоится, если остается один: может мысленно воспроизводить образ человека, когда того нет рядом
Что нравится детям в этом возрасте
  • Толкать вперед предметы наподобие газонокосилки
  • Колотить игрушки: резиновый молоток
  • Складывать 4-5 больших кубиков
  • Играть с частями тела ("Где твой носик?”)
  • Танцевать под музыку
  • Вертеть ручки, набалдашники, нажимать на кнопки
  • Играть в прятки и в салочки
С 18-го до 24-го месяца:
Основной навык
  • Раздумывает перед действием, понимает речь, более приближенную к повседневной
Простые двигательные навыки
  • Бегает, старается убежать от родителей
  • Смотрит под ноги на возможные препятствия
  • Прыгает на месте и вперед
  • Катается на трехколесном велосипеде
  • Бьет по мячу, не спотыкаясь
  • Может выбраться из манежа
  • Ходит по ступенькам без посторонней помощи, вставая двумя ногами на каждую ступеньку; при спуске вниз может понадобиться помощь
  • Открывает двери
Движения рук и помощь самому себе
  • Разворачивает обертки
  • Снимает одежду, моет руки
  • Складывает предметы в большие коробки
  • Строит башню из 6 кубиков
  • Складывает лист бумаги и играет с ней
  • Бросает мяч вверх над головой
  • Самостоятельно сидит за столом
Языковые навыки
  • Произносит 20-50 понятных вам слов
  • Пытается произносить слова, состоящие из нескольких слогов
  • Отвечает на простые вопросы ("Что делает собачка?”)
  • Составляет предложения из 3 слов, в телеграфном стиле ("Я хочу еще”)
  • О нем можно сказать "говорит мало, но понимает все”
  • Любит загадочные слова ("вертолет”, "динозавр”), произнося их с кучей милых ошибок
  • Может сказать свое имя м фамилию
  • Подпевает и поет
  • Нормальное поведение: гневается, хнычет, кусается, пронзительно кричит
Мыслительные способности
  • Сначала мысленно представляет задачу и лишь затем бросается ее выполнять
  • Старается рисовать линии, копирует кружочки
  • Распрямляет скомканную бумажку
  • Учится рассуждать ("Шоколадный крем должен быть поверх желе”)
  • Понимает и выполняет двухступенчатые задания ( "Пойди, принеси с кухни сухарик для папы!” )
Что нравится детям в этом возрасте
  • Тянуть за собой вагончики
  • Помогать по дому
  • Заниматься гимнастикой (кувыркаться)
  • Залезать на стул и помогать "мыть посуду”
  • Использовать для своих игр полки, стол, стулья
  • Передвигать стулья
  • "Читать” книжки с картинками, время от времени переворачивая страницы

По материалам книги У.и М.Серзы "Ваш ребенок"