Второй месяц: |
Основной навык |
|
Простые двигательные навыки |
- Конечности расслаблены, вытягиваются в стороны
- Покачивает головой, когда кто-нибудь поддерживает его в
сидячем положении
- Непроизвольное подергивание мускулов становится реже
- Поднимает голову на 45°
|
Движения рук и помощь самому себе |
- Кулачки частично раскрыты, бесцельно молотит руками
- Недолго может держать погремушку
|
Навыки общения и развития языка |
- Воркует, визжит, булькает
- Чавкает, хрипит
- Улыбается в ответ
- Выказывает эмоции: доволен, недоволен
- Улавливает настроение (огорчается, если огорчен кто-либо из
родителей)
- Успокаивается, занимаясь собственным большим пальцем
- Поддерживает контакт глазами, изучает ваше лицо
- Неотчетливые мимические движения
- Следит за движущимся человеком
- Плачет, когда кладут в кроватку
|
Мыслительные способности |
- Чувствует настроение, сердится, если его не понимают
- Подает сигналы и ждет ответа, доверяет вам
- Устанавливает ассоциации: за плачеи следует кормление или
помощь
|
Что нравится детям в этом возрасте |
- Покачиваться и подпрыгивать
- Смотреть на машинки
- Смотреть на черно-белое изображение
- Слушать музыку(предпочтительно классическую)
- Оживленная речь и жесты
- Детский массаж
- Лежать на груди отца
|
Третий месяц: |
Основной навык |
|
Простые двигательные навыки |
- Конечности свободно распрямляются; делает велосипед и другие
движения в свободном стиле
- Лежа на животе, поднимает голову, исследует обстановку
- Недолго может опираться на ножки
- Прямо держит голову, когда кто-нибудь поддерживает его в
сидячем положении
- Переворачивается со спины на бок
|
Движения рук и помощь самому себе |
- Кулачки раскрыты
- Делает резкие хватательные движения, чаще промахивается, чем
попадает
- Долго держит погремушку, гремит ею
- Цепляется ручками за одежду и ваши волосы
- Сосет пальцы и кулачок
- Играет руками
|
Навыки общения и развития языка |
- Воспроизводит гласные звуки: "аах”, "ээх”, "эээ”, "оох”
- Произносит более громко отдельные звуки
- Плачет по-разному в зависимости от своих запросов, делая паузы
- Начинает смеяться
|
Мыслительные способности |
- Учится понимать связь причины и следствия: толкнул машинку –
она поехала
- Учится понимать вообще: может привлекать внимание окружающих с
помощью улыбки, плача, жестов и телодвижений
|
Что нравится детям в этом возрасте |
- Вставать на ваших коленях, перегибаться, находясь у вашей
груди, заглядывать через плечо
- Поигрывать собственными руками
- Играть полусидя(больше чем лежа)
- Колотить руками по игрушкам
- Манипулировать с кольцами и погремушками
- Выполнять вольные упражнения на полу("хлопающие крылья”)
|
Четвертый месяц: |
Основной навык |
- Точно следит взглядом за движениями
|
Простые двигательные навыки |
- Стоит с поддержкой
- Сидит, опираясь на руки
- Отдыхает на локтях
- Переворачивается с живота на спину
- Поднимает голову на 90 °,
осматривается, поворачивая голову на 180 °
|
Движения рук и помощь самому себе |
- Тянется к предметам двумя руками
- Собирает подвешенные игрушки
- Заинтересованно играет с одеждой, хватает материнскую грудь
- Зажимает предметы в руках
|
Навыки общения и развития языка |
- Вытягивает губы, чтобы издавать разные звуки: "ах-ох”
- Выдувает пузыри, громко лопочет, брызгаясь слюней
- Весело смеется, когда его щекочут
- Жестами показывает, что хочет к вам на руки
- Развивается бинокулярное зрение: большие глубина восприятия и
сосредоточенность взгляда, более точное слежение глазами
|
Умственные способности |
- Представляет себе, что хочет получить, подавая сигналы (т.е.
осознает, что с ним нянчатся)
- Понимает, что предметы имеют свои названия ("киса”)
|
Что нравится детям в этом возрасте |
- Радоваться при виде родителей и приглашать их к игре
- Развлекать себя собственными руками
- Играть с обручами, погремушками
- Колотить руками по игрушкам
- Катать мяч
- Наклоняться вперед, когда вы подбрасываете его на коленях
|
Пятый месяц: |
Основной навык |
- Точно схватывает нужные предметы
|
Простые двигательные навыки |
- Сидит, опираясь на пол или на подушку в детском креслице
- Встает, держась только для равновесия
- Раскачивается, лежа на животе ("самолетик”)
- Приподнимается, отрывая грудь и часть живота от пола
- Переворачивается с живота на спину и обратно
- Брыкается
- Вытягивает шею, чтобы лучше видеть
- Способен хватать игрушки
|
Движения рук и помощь самому себе |
- Одной рукой дотягивается до желанных предметов
- Осмысленно перекладывает игрушки из руки в руку, заталкивает
их в рот
- Начинает играть с кубиками
|
Навыки общения и развития языка |
- Бормочет ("ба-ба-ба”), привлекая к себе внимание
- Поворачивает голову к говорящему
- Пытается имитировать звуки, модуляции и жесты
- Наблюдает за движениями вашего рта
- Издает различные возгласы в зависимости от своих потребностей
- Начинает проявлять интерес к твердой пище
- Проявляет интерес к цветам
|
Умственные способности |
- Усваивает, какие его жесты и звуки находят отклик
- Делает озабоченное лицо во время игры руками
- Распознает форму предметов: тянется к предмету, заранее
складывая кисть руки так, чтобы удобнее было взять его
- Отталкивает вашу руку, когда вы даете ему лекарство
|
Что нравится детям в этом возрасте |
- Отталкиваться ножками от опоры
- Хватать вас за нос, дергать волосы
- Пищащие и квакающие игрушки
- Детское креслице
- Игра в "ладушки”
- Играть в прятки ("ку-ку”)
|
Шестой месяц: |
Основной навык |
|
Простые двигательные навыки |
- Хорошо сидит без посторонней помощи, пользуется руками для
равновесия и чтобы не упасть
- Сидит в детском креслице
- Хорошо стоит, держась за мебель
- Крутится во все стороны
- Перебирает игрушки и передвигает их
|
Движения рук и помощь самому себе |
- Берет в руку разные предметы
- Указывает на игрушки
- Играет с кубиками
- Использует всю ладонь, чтобы сгребать предметы
- Берет небольшие предметы с помощью указательного и большого
пальцев
|
Навыки общения и развития языка |
- Издает более протяжные и разнообразные звуки
- Экспериментирует с частотой и громкостью новых звуков, следит
за вашей реакцией
- Выражает настроение звуками и движениями тела: кричит,
хохочет, хлопает в ладоши, хрюкает, рычит, делает грустное лицо
- Мимики и жесты становятся отчетливее и яснее
|
Умственные способности |
- Выказывает большую "направленность” во время игры: старается
взять третий кубик, уже держа в руках по одному
- Дольше занимается с игрушками и пытается понять, что с ними
можно проделывать
|
Что нравится детям в этом возрасте |
- Играть с кубиками
- Купаться с игрушками
- Брызгаться
- Играть на полу, приподниматься
- Играть колесиками, катать предметы цилиндрической формы,
тележку
- Подпрыгивать у вас на коленях
|
С 6-го до 9-го месяца: |
Основной навык |
- Ползает, используя хватательные движения
|
Простые двигательные навыки |
- Самостоятельно сидит без поддержки
- Стремительно устремляется за игрушкой
- Ползает на руках и на коленях
- Вращается по кругу
- Толчками старается встать
- Стоит, опираясь на мебель
|
Движения рук и помощь самому себе |
- Поднимает с пола маленькие предметы с помощью большого и
указательного пальцев
- Пытается сесть самостоятельно
- Хватает движущиеся игрушки; роняет игрушки, наблюдает, как они
падают
- Пьет из чашки
|
Языковые навыки |
- Повторяет слоги ("ах”, "да”, "ба”, "ма”, "ди”, "му”) и
отдельно, и соединяет их между собой
- Прибегает к помощи языка, чтобы произнести звуки "ах-да”
- Постоянно откликается на свое имя
- Общественная направленность: разводит и машет руками, чтобы
пригласить вас поиграть, поднимает руки, как бы говоря: "Подними
меня”
|
Мыслительные способности |
- Ассоциирует воображаемый образ со словом и изображением
("кошка”)
- Различает понятия "в” и "из” (начинает понимать, что меньшее
можно положить в большее)
- Оживляется при посторонних
|
Что нравится детям в этом возрасте |
- Прыгать под музыку
- Играть в прятки ("ку-ку”)
- Ловить мыльные пузыри
- Катать мяч
- Рассматривать маленькие предметы
|
С 9-го до 12-го месяца: |
Основной навык |
- Быстро ползает, путешествует
|
Простые двигательные навыки |
- Удивительно проворно ползает
- Переходит от ползания к сидению
- Старается вскарабкаться на мебель
- Заползает по ступенькам вверх
- Ползает вокруг мебели
- Встает без поддержки
- Без посторонней помощи делает первые самостоятельные шаги: на
негнущихся ногах, покачиваясь, широко расставляя ноги и часто
падая
|
Движения рук и помощь самому себе |
- Хорошо развито хватательное движение
- Показывает на предмет указательным пальцем
- Пытается руками показать (объяснить) форму предмета
- Складывает и роняет кубики
- Показывает, что он может делать руками
|
Языковые навыки |
- Издает двусложные звуки ("ма-ма”, "па-па”, ассоциирует их с
людьми
- Понимает слово "нельзя”
- Имитирует звуки: кашель, щелканье языком
- Понимает жесты (машет ручкой на прощанье)
|
Мыслительные способности |
- Запоминает отдельные события
- Произносит ключевые слова, как бы воспроизводит предполагаемое
действие("иди”-смотрит на дверь)
- Запоминает, где находится игрушка, если ее спрятать
- При словах: "Мама пришла” представляет ее образ и перестает
капризничать
- Беспокоится, оставаясь в одиночестве
|
Что нравится детям в этом возрасте |
- Играть с емкостями (накладывать, наливать, выливать)
- Интересоваться содержимым карманов отцовской рубашки
- Общаться с самим собой, глядя в зеркало
- Закрывать банки и снимать с них крышки
- Складывать 2-3 больших кубика
|
С 12-го до 15-го месяца: |
Основной навык |
|
Простые двигательные навыки |
- Ходит без поддержки – стал прямоходящим существом
- Пробует различные варианты походки
- Заползает по ступенькам вверх и спускается назад
- Старается слезть с высокого стула
- Выполняет движения: встал –пошел – пополз – встал - пошел
|
Движения рук и помощь самому себе |
- Использует разные предметы: посуду, зубную щетку, расческу,
телефон
- Открывает шкафы, достает содержимое
- Бросает мяч руками
- Помогает при одевании
- Ест сам, держит бутылочку
|
Языковые навыки |
- Использует звуки ("б”, "к”, "д”, "г”); слова короткие,
начинающиеся с этих звуков
- Произносит 4-5 понятных вам слов
- Произносит частично слова ("мя” вместо "мячик”)
- Произносит и показывает жестами "нет”: "не-не-не” и
отрицательно качает головой
- Показывает, что ему нужно, жестами и произнося начало слова
- Знает имена близких людей и указывает на них
- Понимает и выполняет простые указания ("Брось мячик папе”)
- Смеется над забавными сценками
|
Мыслительные способности |
- Растущий словарный запас и развивающийся ум упрощают процесс
запоминания
- Связывает близких людей и предметы с их именами и названиями
- Возникают мысленные ассоциации при ваших словах и жестах
- Начинает изучать, как устроены вещи: старается закрыть коробку
крышкой, сложить кубики
|
Что нравится детям в этом возрасте |
- Толкать и пинать игрушки
- Бросать мяч, искать игрушки
- Игры, связанные с прикосновениями
- Исследовать пустые ящики, мусорные ведра (будьте внимательны!)
- Кататься на отцовских плечах
- Разговаривать с игрушками
- Имитировать звуки, издаваемые животными ("гав-гав”)
|
С 15-го до 18-го месяца: |
Основной навык |
|
Простые двигательные навыки |
- Ходит по кругу, возвращается назад, кружится на месте
- Бегает, бродит, скачет, подпрыгивая
- Поднимается по ступенькам с поддержкой
- Останавливается, чтобы поднять игрушку
- Карабкается на мебель, пытается вылезти из манежа
- Катается на четырехколесном велосипеде
- Старается пнуть мяч, часто промахивается
- Устраивается поудобнее на стуле
|
Движения рук и помощь самому себе |
- Царапает прямые линии и полукруги
- Открывает ящики
- Разбирается в одежде
- Бросает мяч всей рукой
- Макает в жидкость кусочки твердой пищи
|
Языковые навыки |
- Использует полные слова(вместо "ба”-"баба”, "мя”-"мячик”)
- Произносит 10-20 понятных вам слов
- Соединяет два простых слова вместе ("нет-нет”, "пока-пока”)
- Составляет первые предложения ("Иди, пока-пока”)
- Ответы на вопросы не сопровождает жестами
- Лепечет на "своем” языке
- Использует слова, означающие кормление ("ням-ням”)
- Понимает слова "вниз”, "вверх”, "из”, "горячо”, "другие”
- Жестикулирует (прикладывает палец к губам и произносит "тсс” -
для установления тишины)
|
Мыслительные способности |
- Сортирует предметы по форме, составляет пирамиду, учитывая
размеры колец
- Заглядывает во все уголки дома
- Находит знакомые картинки в книжке ( "Найди кошечку” )
- Вставляет округлые колышки в дырочки
- Меньше беспокоится, если остается один: может мысленно
воспроизводить образ человека, когда того нет рядом
|
Что нравится детям в этом возрасте |
- Толкать вперед предметы наподобие газонокосилки
- Колотить игрушки: резиновый молоток
- Складывать 4-5 больших кубиков
- Играть с частями тела ("Где твой носик?”)
- Танцевать под музыку
- Вертеть ручки, набалдашники, нажимать на кнопки
- Играть в прятки и в салочки
|
С 18-го до 24-го месяца: |
Основной навык |
- Раздумывает перед действием, понимает речь, более приближенную
к повседневной
|
Простые двигательные навыки |
- Бегает, старается убежать от родителей
- Смотрит под ноги на возможные препятствия
- Прыгает на месте и вперед
- Катается на трехколесном велосипеде
- Бьет по мячу, не спотыкаясь
- Может выбраться из манежа
- Ходит по ступенькам без посторонней помощи, вставая двумя
ногами на каждую ступеньку; при спуске вниз может понадобиться
помощь
- Открывает двери
|
Движения рук и помощь самому себе |
- Разворачивает обертки
- Снимает одежду, моет руки
- Складывает предметы в большие коробки
- Строит башню из 6 кубиков
- Складывает лист бумаги и играет с ней
- Бросает мяч вверх над головой
- Самостоятельно сидит за столом
|
Языковые навыки |
- Произносит 20-50 понятных вам слов
- Пытается произносить слова, состоящие из нескольких слогов
- Отвечает на простые вопросы ("Что делает собачка?”)
- Составляет предложения из 3 слов, в телеграфном стиле ("Я хочу
еще”)
- О нем можно сказать "говорит мало, но понимает все”
- Любит загадочные слова ("вертолет”, "динозавр”), произнося их
с кучей милых ошибок
- Может сказать свое имя м фамилию
- Подпевает и поет
- Нормальное поведение: гневается, хнычет, кусается,
пронзительно кричит
|
Мыслительные способности |
- Сначала мысленно представляет задачу и лишь затем бросается ее
выполнять
- Старается рисовать линии, копирует кружочки
- Распрямляет скомканную бумажку
- Учится рассуждать ("Шоколадный крем должен быть поверх желе”)
- Понимает и выполняет двухступенчатые задания ( "Пойди, принеси
с кухни сухарик для папы!” )
|
Что нравится детям в этом возрасте |
- Тянуть за собой вагончики
- Помогать по дому
- Заниматься гимнастикой (кувыркаться)
- Залезать на стул и помогать "мыть посуду”
- Использовать для своих игр полки, стол, стулья
- Передвигать стулья
- "Читать” книжки с картинками, время от времени переворачивая
страницы
|