Приветствую Вас, Гость


Швеция: боэг, батлбэнд

Даларна (она же Dalecarlia), центральная провинция Швеции, пожалуй, гораздо более преданна традициям, чем любая другая часть этой страны. Современные идеи проникают туда медленнее, и поэтому всего лишь два поколения назад (1930-е годы) там повсеместно носили детей в национальных переносках. Даларна - действительно особая провинция, в ней никогда не было аристократии, а люди всегда отличались независимостью. Женщины там весьма и весьма самодостаточны: у них всегда было право голоса, право на собственность, они ставили свою подпись наряду с подписью мужа на всех важных бумагах и даже при замужестве сохраняли девичью фамилию. Самая пожилая женщина в семье хранила семейный очаг: она встречала новорожденных и провожала усопших.

Традиционное средство ношения детей в Даларне  - переноска, называемая "боэг" ("bög" или "boeg/bälg”), от английского слова "бэг" - сумка. Боэг шили из кожи в форме круглой сумки с лямками. В зависимости от места создания он мог быть разных форм, с простыми либо декоративными краями, но цель его применения всегда была одна - дать матери возможность делать ее работу, неся при этом на себе ребенка. Женские руки в Даларне всегда были чем-то заняты. Частенько, когда мать, к примеру, косила траву, она вешала сумку с ребенком на сук дерева неподалеку и занималась своими делами. Малыша обязательно хорошо одевали, перед тем как посадить в боэг, так как особого тепла такая сумка не давала. Ребенок находился в полувертикальном положении, левой стороной к матери. Ручки малыша были свободны.


Фото с сайта http://www.watatu.se

См. также фото на сайте http://www.abctidning.se
(копировать запрещено).

Бедное население Даларны либо совсем не могло позволить себе иметь кожаный боэг, либо считало его слишком нарядным для повседневной носки, поэтому  детей носили  в заплечных тканевых переносках, напоминающих простейшие рюкзаки.

Нильс Мэнсон Манделгрен (Nils Månsson Mandelgren), знаменитый артист, исследователь традиций и редких вещей, во время своего путешествия по верхней Даларне написал: "За все время своего путешествия я ни разу не встретил ленивой женщины. Если у нее есть ребенок одного-двух лет, она всегда носит его в мешке с лямками за спиной. Если она не занята, она подвешивает боэг и периодически покачивает малыша, как в колыбели. Ребенок быстро засыпает, пока мать прядет или готовит пищу".

Интересно, что женщины часто помогали друг другу, те, у кого малыш подрос, могли поносить более маленького ребенка своей подруги, пока та была чем-либо занята.


Фото с сайта http://www.watatu.se

Кроме боэга, детей в Швеции носили в так называемых балтбэндах (bultband). Балтбэнд представляет собой шерстяную полосу длиной почти 3 м и шириной около 8 см.

Наматывался он способом, известным современным слингомамам как "тибетский крест". Ребенок располагался у мамы на спине, середина пояса обхватывала спину малыша, а концы проходили под его руками. Затем они выводились на мамины плечи и снова назад, но уже под мышками. Далее пояс перекрещивался под попой у ребенка, оставшиеся хвосты выводились под ножками ребенка вперед и завязывались узлом.

А вот для новорожденных детей нередко использовали kass - плетеную корзину. Первые недели малыш спал в ней рядом с матерью, а когда ребенок подрастал, его перекладывали в общую кровать к матери и отцу.

Такой подход к воспитанию детей не мог не отразиться и на грудном вскармливании. Детей кормили по требованию, до двух-трех лет, и даже кормление до семи лет не было чем-то необычным. С наступлением следующей беременности мать обычно прекращала кормление, однако, можно было встретить и тандемное вскармливание. На севере Даларны верили, что ребенка нужно кормить до тех пор, пока у матери не закончится молоко, или пока ребенок не вырастет настолько большим, что больше не захочет грудного молока. Впрочем, некоторые матери отлучали своих детей раньше этого момента. В таких случаях грудь обычно мазали чем-то горьким, чтобы отбить у ребенка желание прикасаться к груди.

Ношение детей и грудное вскармливание было важной частью жизни женщин в Даларне. Считалось, что с молоком матери ребенку передается ее настроение, и потому мать, кормя ребенка, должна была обязательно быть спокойной и умиротворенной. Если же она испытывала отрицательные эмоции, ей надлежало сцедить первое молоко, прежде чем дать ребенку грудь.

В настоящее время в Даларне почти не носят детей, но пропаганда слингоношения становится все более активной. По свидетельству Karin Zetterqvist (одной из авторов проекта http://www.watatu.se), ношение детей сейчас воспринимается как одна из тенденций современной моды, а боэги делают из дорогих шерстяных тканей.

На фото вы видите слинг, сфотографированный в наши дни в одном из магазинов Даларны. К сожалению, Karin не удалось получить вразумительных объяснений, является ли этот слинг современной модификацией боэга или же какой-то другой модели слинга (мей-тай, к примеру), но традиционное использование кожи в качестве основного материала наводит на мысль о том, что традиции слингоношения в Даларне все-таки живы и периодически проявляют себя вот такими яркими этническими вспышками в самых разных местах этой замечательной провинции.



Автор статьи - Корнилова А.В., г.Томск, 2009
Искренне благодарю Karin Zetterqvist
за ценную информацию и общение в личной переписке.

При написании статьи были использованы материалы сайтов:
http://www.abctidning.se
http://www.watatu.se
использование информации
только с письменного разрешения авторов сайта

* В статье возможны изменения и дополнения. У вас есть интересная информация? Пришлите ее нам! mamatomskru@mail.ru



Рекомендуем также:
Сообщество в ЖЖ,  посвященное этническим слингам
http://community.livejournal.com/ethnic_carriers/