Приветствую Вас, Гость


Африканская экзотика, ч.2: канга, китендж


Пожалуй, самый удобный способ перемещения с ребенком - это нести его на руках или в перевязи, и многие африканки умело используют все преимущества слингоношения. Подавляющее большинство африканок не используют памперсы для своих малышей. Они тонко чувствуют ребенка, отслеживают его движения и мимику и при необходимости находят подходящее место, где можно высадить малыша.

Во время работы африканки привязывают своих малышей за спину или на бедро. Так африканские малыши участвуют во всех маминых хлопотах: приносят воду, подметают и занимаются прочими домашними делами.

Умение носить малышей в слингах считается очень важным не только для мам, но и для женщин, присматривающих за чужими детьми. Многие африканские матери предъявляют в качестве обязательного требования к няне умение пользоваться слингами. Детей носят все: мамы - своих малышей, сестры - младших сестер и братьев, тети  - племянников, соседи - соседских детей, бабушки - внуков, и даже папы тоже иногда носят своих малышей. Есть даже такая поговорка: "до трех лет носят тебя, после трех - носишь ты".


Фото с сайта http://www.csmonitor.com

В Западной Африке детей носят в канге (khanga) - это очень легкий тонкий хлопковый платок, размером примерно 1х1,5м. Ширина канги в идеале должна быть равна расстоянию от кончиков пальцев одной вытянутой в сторону  руки до кончиков пальцев другой, а длина - от шеи до колен (или от подмышек до лодыжек). Иногда кангу называют кикоем, но это неправильно. Кикой это яркий, чаще всего полосатый  кусок ткани c бахромой, завязанной в кисточки  вдоль каждой кромки. Канга, в свою очередь,  больше по размеру, с более детальным рисунком и надписью на суахили.

Когда рождается ребенок, его заворачивают в новую кангу, которую ни разу не не надевали. Считается, что это придает жизненных сил, красоты и здоровья новорожденному. Помимо этого, канга используется в качестве корсета для только что родившей женщины. Ей туго перевязывают живот, способствуя тем самым сокращению матки и более быстрому возвращению прежних форм.


Китендж в качестве слинга. Фото с сайта http://www.watatu.se

Существует еще один похожий на кангу платок - kitenge, "старшая сестра" канги, он ткется из более плотной ткани, как правило, больше по размеру и имеет окантовку только с длинных сторон. Рисунок на канге всегда в форме квадрата, наносится методом шелкографии, на китендже печать производится с помощью вращающихся прядильных машин.


Китендж в качестве скатерти/тюрбана
Фото с сайта http://www.watatu.se

Распространенность того или иного платка во многом зависит от региона. Так, в  Танзании одинаково часто используют и кангу, и китендж для ношения детей, причем многие продавцы рекомендуют именно китендж из-за его большей длины.

А в Замбии ни одна женщина  не покинет дом, если у нее не  будет с собой одного или двух платков, ведь китендж очень многофункционален. Одежда, накидка от солнца и пыли, занавеска... В районах, где вода не очень хорошего качества, он даже используется для  фильтрации воды. Сложенный в несколько раз, китендж удерживает основную грязь из воды, пропуская достаточно чистую воду.

Канги часто покупаются и носятся парами (т.н. doti), поэтому нередки случаи, когда женщина может поделиться вторым платком из пары со своей лучшей подругой. Если же маме необходим более длинный слинг (для ношения подросших детей), двойная канга не разрезается, в этом случае ее длина составит около 3-3,2 метра.


Двойная канга - doti.
Фото с сайта http://www.simplytanzanian.com

Кангу носят самыми различными способами: и как платок на голову, и как слинг, и как накидку, и завязывают на талии.


Фото с сайтов http://www.watatu.se, http://www.safarilands.org

Отличительная особенность традиционной канги — надпись на суахили, одном из наиболее значительных языков Африканского континента, являющегося  государственным в некоторых странах.

По одной из версий, впервые канга появляется на восточном побережье Африки в Занзибаре (ныне часть Танзании)  в середине 19 века. С 18 века он считался одним из самых больших рынков, на базарах в изобилии лежали импортированные товары, а сам Занзибар стал исходным пунктом для регулярных торговых рейсов в Восточную Африку. Из Индии, Дальнего Востока и Европы в Занзибар завозился самый разнообразный текстиль, и вот однажды португальские торговцы привезли рулоны ткани шириной 0,5метра с печатным рисунком в форме квадратов. Такую ткань обычно разрезали  и использовали в качестве носовых платков. Но дамам из высшего общества в Занзибаре пришла в голову идея купить несколько разноцветных квадратов и сшить их в единое полотно 2хЗ платка. Поскольку платки были очень красочные, то сшитые в единое полотно, они выглядели ярко и привлекательно. Такие платки назвали leso (португальский носовой платок), и они стали значительно более популярными по сравнению с обычными однотонными платками. Инициативные производители и торговцы, впрочем, не упустили момент и начали ткать платки, расчерченные на шесть различных по дизайну квадратов, но это был уже цельный, а не сшитый кусок ткани.

У Anthony John Troughear, австралийского журналиста, который жил и работал в Кении, есть немного другая версия происхождения канги. Он утверждает, что неправомерно считать Занзибар местом зарождения канги, и в качестве свидетельства приводит книгу Charles New "Жизнь, блуждание и труды в Восточной Африке" (Лондон, 1873, стр.58), где рассказывается про женщин Момбасы, которые ввели новую моду на  шитье leso (два ряда по три платка, сшитые вместе).  Занзибар, по мнению журналиста, был популярным местом по продаже различных тканей и текстиля. Поэтому, как только торговцы увидели нарастающую популярность leso, они скопировали идею и начали продажу цельных платков, расчерченных на 6 квадратов. Именно эти платки стали прототипом современной канги.


Фото с сайтa http://zanzibarhistory.org

Поначалу канга служила одеждой только для высших слоев обществ. Рабы и бедные носили кусок тканого полотна местного производства, а с середины 18 века  - так называемые Американы (Americani), куски привозной дешевой ткани. Однако канга очень быстро приобрела популярность и вскоре стала доступной и для малообеспеченного населения.

Самые первые платки шли с обязательной окантовкой по краю, и одним из наиболее частых рисунков были белые пятна на черном фоне. Пестрые цвета платков напоминали людям шумную общительную птицу цесарку с ее изящным оперением, и с чьей-то легкой руки платки стали называть khanga (на языке суахили цесарка звучит как kanga или khanga). Так название птицы перешло и на платки. Позже, когда кангу стали массово производить, у многих из них в качестве рисунка использовался мотив цесарки, который только укрепил название khanga.

Дизайн канги совершенствовался, и от пятнистого рисунка первых платков уже  ничего не осталось. Сейчас канга - это огромное разнообразие самых смелых и немыслимых образцов и рисунков, ярких цветов и оригинальных мотивов. В течение столетия канга получила преимущественное распространение в Индии, на Дальнем Востоке и в Европе. И сегодня вы можете найти кангу, созданную в Китае или Японии. С 1950 года Африка взяла инициативу в свои руки, и теперь большинство платков производится в Танзании, Кении и других странах Африки. Как и многие другие этнические слинги, канги, произведенные в том или ином регионе, имеют свои отличия. К примеру, канги из Кении обычно идут с каким-либо девизом, а канги из Танзании часто изображают какое-нибудь важное социальное или политическое событие. Помимо абстрактных рисунков, на кангах  часто можно увидеть домашний "сюжет" (дети, цыплята, зерновые культуры), а также природные пейзажи и даже портреты поп-звезд.


Фото с сайта http://www.glcom.com

В начале 20 века на канге стали вышивать какое-либо изречение на языке суахили. Считается, что эту тенденцию заложил известный местный торговец в Mombasa - Kaderdina Hajee Essak, также известный под именем Абдулла (Abdulla). Его платки отличались не только яркими красочными рисунками, но и написанными на них различными изречениями и пословицами. Свои платки Абдулла обязательно маркировал: "K.H.E. - Mali ya Abdulla". Первые надписи были сделаны на арабских языках, позже появились надписи и на латинском.

При покупке канги многие продавцы советуют обращать внимание на то, чтобы надпись на ней вам нравилась. Впрочем, иногда становится весьма сложно понять, нравится вам изречение или нет, и тогда очарование этих надписей легко превращается в беспокойство:). Это происходит потому, что не все изречения можно легко и просто перевести на европейские языки или объяснить их значение. Обычно на кангах пишутся крылатые выражения, например, "все судьбы предписаны богом", "не обвиняйте других в проблемах, которые вы создали себе сами".

Канга - это далеко не только прелестная часть женского гардероба или удобное средство для ношения детей, это важная часть культуры африканских народов. Канга с плохо продуманным рисунком или неподходящая по сезону превратится не более чем в кухонный передник или пеленку для малыша.

Несмотря на то, что дизайн канги может быть очень разнообразным, на традиционной канге Западной Африки обязательно есть широкая окантовка (на суахили называется pindo), центральный мотив/рисунок (mji), и надпись (ujumbe или jina).

Как правило, окантовка представляет собой полосу (обычно черного цвета) по внешнему краю платка и двойную полосу на некотором расстоянии от внешней. При этом рисунок между линиями обычно перекликается цветовой гаммой с основным дизайном. Центральный рисунок и надпись - это именно то, что делает кангу в своем роде неповторимой. Искусство исполнения и красочность основного фона (mji) оттеняет серьезность, а то и некоторую мрачность надписей (jina). Jina обычно печатается прописными буквами цветом, соответствующим центральному мотиву, и, как правило, на белом фоне для удобочитаемости.

Часто канга имеет свое дополнительное местное название, которое зависит от того, что на ней нарисовано. Например, bata - это название для канги, на которой нарисованы утки, у "mkeka" в качестве основного мотива идет циновка или ковер как образец, на "ndege" есть изображение птицы и т.д. Кангу, выполненную в темной цветовой гамме, часто называют "kanga za magharibi" (сумерки). Черно-красная канга называется "kisutu cha harusi", в Занзибаре ее используют в качестве фаты для невесты в день свадьбы. Черно-голубые канги больше распространены в Mombasa и Кении.

Помимо своей роли как одежды и средства для ношения детей, канга в западно-африканской культуре - это эквивалент поздравления или письма. Например, подаренная канга с изображением фруктов, цветов, птиц обычно трактуется как признание хороших манер и красоты девушки. В то же время, лев, акула или любой другой вид хищного животного могут сигнализировать об опасности или обозначать какое-либо предупреждение. Поэтому если вы собираетесь подарить кому-то кангу, обратите внимание - это своего рода письмо, которое может рассказать гораздо больше, чем вы думаете:).

Если женщина разводится, родственники со стороны бывшего мужа  дарят ей двойную кангу, символизируя тем самым окончание отношений. В свою очередь, женщина тоже должна подарить бывшему мужу кангу, тем самым желая ему счастья в следующей женитьбе.

Несмотря на богатую культуру и кладезь мудростей, скрытый в надписях на кангах, женщины Кении чаще всего выбирают себе платок, ориентируясь только на качество ткани и рисунок . А вот жительницы  Западного побережья Африки более привередливы, и они ни за что не купят кангу, если смысл ее изречения им не подходит.

Канга была очень популярна среди африканских женщин до 80-х годов 20 века, но с приходом европейской одежды, она сильно сдала свои позиции. Farouque Abdellah, известный дизайнер из Занзибара, в свое время создавший специальную кангу для Дианы, принцессы Уэльской, очень обеспокоен этой тенденцией. "У всех женщин в Танзании есть хотя бы одна канга, ее часто надевают на свадьбы и другие значительные события, это наша национальная одежда, это символ нашей культуры. Я стараюсь сделать все, чтобы сохранить кангу как одну из самых популярных тенденций современной моды", - говорит он.

Сейчас канги наиболее распространены на западном побережье Африки.


Канга..
Фото с сайта http://www.flickr.com/

Как носить кангу

Также рекомендуем к просмотру:

Очень трогательная фотогалерея: африканские мамы с детьми, кормление грудью, ожидание ребенка. www.afrikanparenting.com

Надписи на кангах. Перевод с суахили на английский язык.

Выступление актеров с детьми в кангах и китендже. Швеция, Trade Fair in Karlstad, Март 2007. Очень колоритные фото мужчин с детьми:).


Автор статьи - Корнилова А.В., г.Томск, 2009
статья обновлена и дополнена в 2010г.

Выражаю благодарность за помощь в переводе
особо сложных мест в статьях Кох Тамаре Георгиевне .

При написании статьи были использованы материалы сайтов:
http://www.afrikanparenting.com
http://www.watatu.se  - использование информации
с сайта только с разрешения авторов!
http://zanzibarhistory.org
http://khangas.com/
http://www.safarilands.org
http://www.glcom.com
http://news.bbc.co.uk
http://www.csmonitor.com
http://www.bbc.co.uk

* В статье возможны изменения и дополнения. У вас есть интересная информация? Пришлите ее нам! mamatomskru@mail.ru



Рекомендуем также:
Сообщество в ЖЖ,  посвященное этническим слингам
http://community.livejournal.com/ethnic_carriers/