Приветствую Вас, Гость


Перу и Боливия: манта и авайо

Манта или LLiclla (yik-ya или shik-sha) - традиционный  вид одежды и  средство для ношения детей в Перу и Боливии.  Вышитые края - отличительная особенность манты

В Андах ткачество - важная часть жизнь для каждой семьи инков, этому занятию уже более 2000 лет. Из-за гористой местности инки живут отдельными небольшими поселениями, и нет ничего необычного в том, что вам придется идти 8 и более часов прежде, чем вы наткнетесь на другое поселение. В каждом поселке свои ткацкие традиции, собственные рисунки и подбор красок, так что расцветка манты служит своеобразным визуальным сигналом места, где она была создана. 

Глядя на яркие краски манты, кажется, что сама радуга спустилась с небес и  подарила ей свои цвета. Перуанское ткачество представляет собой сокровищницу уникальных техник и красивейших образцов, впрочем, мало известных за пределами Перу: инки не записывают технологии создания манты, а обучают этому лично, из поколения в поколения бережно храня и передавая секреты и тонкости своего ремесла.

Искусству плетения начинают обучаться с детства, перенимая у взрослых особенности этого мастерства. С самого малого возраста родители позволяют детям играть с веретеном, пряжей и помогать в производственном процессе, а в 6-7 лет дети уже  начинают плести свои первые образцы. Как правило, это узкие ленты, называемые хакимас (jakimas, произносится как hakimas). Старшие братья и сестры помогают младшим сделать их первый ткацкий пояс, обычно не очень широкий, рассчитанный на 30-40 нитей. Как такового обучения с подробными пояснениями процесса нет, дети внимательно наблюдают за родителями или старшими товарищами, а затем пробуют ткать самостоятельно.  Нередко плетение совмещают с прочими хозяйственными делами, например, присмотром за овцами.

Созданием мант чаще всего занимаются женщины. Для того, чтобы получить пряжу, они сначала стригут овец или альпака, чешут шерсть и окрашивают ее. Для окраски иногда используют натуральные красители - бутоны цветов, листья, корни, различные минералы, и это очень ценится, но большинство в настоящее время пользуется химическими красителями. На третьем фото слева вы можете увидеть разноцветные клубочки пряжи, разложенные на манте. Справа на заднем плане лежат клубки из шерсти овец, окрашенные натуральными красителями, слева - химическими, а на переднем плане - синтетическое волокно, созданное на фабриках.

Когда шерсть окрашена и высушена, начинают плести нить. Для этого используют веретено. Круглый диск на конце придает веретену устойчивость,  и оно равномерно кружится, вытягивая и  закручивая нить из пучка шерсти.

Для создания  каждой новой манты делают новый ткацкий пояс. Этим не всегда занимается человек, который будет ткать манту. Создание пояса могут поручить другой женщине, купить его на местном рынке или все же сделать самостоятельно. Ткацкие пояса довольно компактные, и не составляет никакой проблемы свернуть его при необходимости и взять с собой, куда бы ткач ни направлялся.

Обычно манту плетут двумя частями, а затем уже соединяют их в единое полотно. Нечетные нити или же просто пучки нитей (в зависимости от итогового рисунка) приподнимают специальной палочкой, создавая пространства для продевания горизонтальных нитей. Перераспределяя нити, лежащие поверх палочек, ткачихи создают свой собственный дизайн. В традиционных мантах нить утка практически не видно, а вертикальные нити очень плотно прилегают друг к другу, и именно с помощью них создается узор манты. Нередко в плетении одной манты используются различные техники, образуя сложные переходы и уникальность образца.

Очень много фотографий производственного процесса  вы может найти на сайте Центра традиционного текстиля в Куско http://www.textilescusco.org, целью которого является сохранение и возрождение традиций созданий мант. Руководство центра активно поддерживает ткачей и проводит обучение молодежи этому искусству.

У каждого члена семьи в Андах есть своя манта.   Ее носят не только в качестве одежды, но и часто используют для утилитарных целей - переноски каких-либо вещей, фруктов, дров.  Жители Анд очень гостеприимны, и если вам когда-либо случится забрести в их поселение, не удивляйтесь, если вам расстелют на камне или даже на земле манту и предложат располагаться поудобней и отдохнуть. Щедрость и гостеприимство - одни из самых важных ценностей в семьях инков. И даже безвестному страннику  тут предложат пищу, отдых и поддержку в сложных жизненных ситуациях.

В Андах невозможно встретить ленивую женщину, она всегда чем-то занята: готовит, ухаживает за животными, собирает вещи для путешествия, работает по хозяйству, ткет или готовит пряжу для будущего полотна манты.   Малыши всегда  вместе с мамой или другим членом семьи, где бы они ни находились.  Если ребенок хочет спать, его прикрывают складкой ткани, чтобы в манте стало темно, и малыш быстро засыпает.  Дети за спиной у мамы, примотанные мантой, - обычная картина на торговых рынках. Пока малыши отдыхают или изучают мир, мама может сделать необходимые покупки.

Инки очень гордятся своим искусством и часто продают манты на рынках, куда съезжаются за покупками жители окрестных городов.  Не всегда за манту удается выручить деньги, но и продавцы к этому и не стремятся. Как правило, это жители небольших поселений и ферм, которые с удовольствием меняют свои манты на другие товары, и даже дети, продавая свои первые творения, сплетенные в технике jakimas, обычно выменивают их на предметы школьного обихода: ручки, карандаши, тетради.

В настоящее время идеи ношения детей на руках в Перу приобретают все бОльшую популярность. Слингоношение активно развивается, и современные перуанки носят своих детей не только в мантах, но и в привычных европейскому взгляду слингах: мей-таях (май-слингах) и слингах-карманах.

В 2006 году в Портлэнде, штат Орегон, перуанцы приняли активное участие в международной конференции по слингоношению (Babywearing conference). Перу было представлено интернет-проектом Portawawa, посвященному вопросам слингоношения. В конференции принимали участие всемирно известные организации, такие как  TheBabywearer.com (австралийская организация, созданная Дженнифер Нортон (Jennifer Norton),   The Rebozo Way Project (сайт, посвященный мексиканским ребозо) и др.  Этническим слингам было уделено особое внимание, и многие участники конференции лично попробовали манту в действии.


Фото слева: манта в действии.
Фото справа: автор интернет-проекта Portawawa  и Барбара Вишинград (Barbara Wishingrad) в манте, автор проекта  The Rebozo Way Project.   

С октября 2006 года в Перу стали проводиться общественные семинары по слингоношению, на которых молодые мамы могут получить всю интересующую их информацию о слингах, обучиться ими пользоваться и вернуться домой уже с малышом в слинге:). 

Помимо идей слингоношения, в Перу активно поддерживается грудное вскармливание. Там был открыт филиал Молочной Лиги и регулярно проводятся национальные конкурсы и другие проекты по грудному вскармливанию.

Как носить ребенка в манте.

В манте ребенка обычно носят за спиной, что, как и у многих других народностей, обусловлено практической необходимостью: малыш не должен стеснять маминой свободы, пока она занята домашними делами.


Фото с сайта http://www.slide.com

Разложите манту на ровной поверхности (диван, кровать) в форме ромба. Загните верхний угол манты так, как будто вы собираетесь пеленать ребенка, и положите туда головой ребенка. Противоположный загнутому край (нижний) также подверните наверх. После этого манту нужно взять за оба конца и аккуратно вместе с ребенком переместить за спину. Края манты проведите по своим плечам и завяжите узлом на груди


Фото с сайта http://www.slide.com

Заправьте, если необходимо нижний угол манты под попу и ноги ребенка так, чтобы между вашим телом и телом ребенка была ткань. Все готово!:)

В похожем положении носят за спиной и лежащего ребенка (см. 3е фото). 

Также рекомендуем посмотреть видеоинструкции с www.youtube.com, на которых хорошо видна последовательность всех шагов по завязыванию манты.







Боливия

В Боливии в качестве средства для ношения детей используют awayo, его еще называют Ayamaran, что значит "кусок ткани общего назначения". Авайо представляет собой яркий разноцветный платок из плотной ткани, используемый как накидка, пеленка, а также как средство для переноски каких-либо вещей. Из авайо делают все, что только можно: шьют различного рода сумки, шляпы, рюкзачки, коврики для дома и др.

Изучая культуру слингоношения у разных народов, можно заметить четкую тенденцию использования какого-либо элемента одежды в качестве слинга. Интересно, что авайо в этом плане составляет исключение и не так часто используется в этой роли.

Создание авайо - уникальное ремесло, которое вы можете увидеть своими глазами в поселениях Боливии, проехав по старым пыльным дорогам, перебравшись через горы, пустынные долины и реки. Это древнее искусство давно вышло за рамки обычного сельского ремесла и бросило вызов городскому производству, превзойдя его по качеству, красоте и уникальности своих творений.

Авайо - это часть культуры целого народа, искусство, передаваемое из поколения в поколение.

Применение авайо в повседневной жизни нашло свое отражение во многих элементах народного творчества: песнях, сказаниях, ручных ремеслах. Женщин, несущих в авайо своих малышей, изображают на картинах и различных предметах. В магазинах и на рынках Боливии часто продаются маленькие куколки с малышом в авайо на спине - традиционной боливийской манере.


Фотоальбом на http://www.textilescusco.org.
Процесс создания и плетения мант


Автор статьи - Корнилова А.В., г.Томск, 2009
При написании статьи были использованы материалы сайтов:
www.textilescusco.org
www.portawawa.blogspot.com
www.awayo.co.uk
www.bolivianhandicraft.com
http://handicrafts.bolivian-imports.com
http://www.incas.org

* В статье возможны изменения и дополнения. У вас есть интересная информация? Пришлите ее нам! mamatomskru@mail.ru



Рекомендуем также:
Сообщество в ЖЖ,  посвященное этническим слингам
http://community.livejournal.com/ethnic_carriers/