Приветствую Вас, Гость


Атабаски (США и Канада)


Атабаски -это  группа коренных народов Америки, проживающих в западных районах США  и Канады вблизи Великих озер и реки Маккензи. В силу особенных климатических условий для изготовления своей одежды  атабаски часто  использовали шкуры и кожу животных. Их одежда - это  рубахи из кожи, накидки и плащи, также из кожи и меха.

Кожа животных применялась и для изготовления различных средств для ношения детей. Так, новорожденных и младенцев носили в кожаной сумке, выстланной мхом, либо переноске  из коры березы. Когда ребенок  подрастал, мать его носила сзади, привязывая красиво украшенным поясом или узкой лентой.   Мать перемещала ребенка за спину, накрывала его шалью или паркой, а затем подвязывала поясом под попу и завязывала его на узел у себя на груди. Для того, чтоб украшение пояса не пострадало, украшенная сторона всегда была наружней.  Такой способ ношения был очень популярен не только на Аляске: он также активно использовался инуитами и айнами, хотя эти народности не уделяли столь пристального внимания его украшению.

Как обычно, ношение ребенка таким образом имело сугубо практическую направленность: ребенок был при маме и при этом давал ей  возможность заниматься домашними делами. Кроме этого, его использовали и как средство для укладывания малыша спать. Мать привязывала ребенка к себе, укачивала и когда малыш засыпал, она, развязав незаметно пояс,  перекладывала его в кровать.

Помимо заспинного положения, пояса также носили и по аналогии со слингом с кольцами - наискосок.  После того, как ребенок вырастал, пояс аккуратно вешали в доме - как память о первых годах жизни малыша.

Пояс атабасков -  один из самых ярких примеров рукодельного мастерства женщин Аляски. Его длина составляет около полутора метров и бахрома 12-22 см. Пояс красиво расшивается бисером.  Иногда вышивку делают на черном вельвете, прикрепленном  к шкуре северного оленя, иногда прямо на самой шкуре, а некоторые делают ее на ткацком станке, а затем пришивают к шкуре. На концах пояса -  длинные кисточки из шерсти. Вдоль пояса иногда также делают дополнительные кисточки, прикрепляя их с помощью бисера.

Раньше пояса просто вышивали нитками и украшали подручными материалами, однако после того, как европейские и американцы торговцы привезли к атабаскам стеклянные бусинки, те прочно завоевали симпатии атабасских женщин и стали активно использоваться в украшении поясов.

Классические пояса делали со своеобразной застежкой. На одном конце пояса была сделана петелька, на втором - два тонких хлястика. Их продевали через петельку и затем завязывались на узел. Такое крепление позволяло поясу иметь минимально возможную длину, а также облегчало его завязывание: кожаный пояс гораздо плотнее тканого и завязать его на узел целиком несколько сложнее.

Как и у многих других этнических слингов, дизайн и выбор цвета в украшении часто имел особое значение. У каждого клана были свои предпочтения по цветовой гамме пояса и его дизайну, поэтому зная эти особенности, можно было достаточно легко определить, в какой местности был вышит тот или иной пояс.

Среди атабасков очень популярна  цветочная тема и вообще тема растительности. Это наиболее частый тип украшения поясов. Расшитая бисером часть чаще всего составляет   2/3  длины всего пояса, однако встречаются и полностью украшенные пояса.

У одной женщины могло быть несколько поясов - как для повседневного использования, так и для каких-то особых случаев.

Delores Sloan - самая известная создательница атабасских поясов на Аляске. Она помнит все  пояса, которые делала и всех людей, которые покупали у нее их или же она им дарила. Каждый пояс уникален, с каждым связана та или иная история его создания, каждый пояс несет свою символику и скрытый смысл. Делорес любит давать поясам собственные имена: Голубые волны, Принцесса Диана, Лисий, Дикая Роза, Незабудка и др.   По словам Делорес, розы - для веселых людей, незабудки означают верность дружеским чувствам,  бисеринки по обоим бокам пояса символизируют следы животных,  а солнце - долгую счастливую жизнь. Такие пояса делают уже не только для ношения детей, но и в качестве сувениров. Их стоимость колеблется от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч.

Увлеченные этникой зарубежные слингомамы пробуют носить подобным образом своих малышей. Некоторые за неимением настоящего пояса, используют длинную полосу ткани. Такой способ хорошо фиксирует малыша в заспинном положении, а уют шали создает ощущение особой теплоты и нежности: прекрасный способ прогуляться со своим малышом прохладным летним вечером, весной или осенью.

Сшить самостоятельно подобный пояс не составит много хлопот. Для этого вам понадобится:

  • кусок достаточной толстой плотной ткани (0,6м*1,5м). Чаще всего его сворачивают в три слоя, однако если у вас очень толстая ткань, этого можно не делать. Длина также может варьироваться в зависимости от того, какого размера пояс вам нужен. Не забудьте оставить немного материала для завязок. Завязки могут быть разными - либо классические, как на фото, либо просто два тонких хлястика по  бокам.
  • моток шерстяных ниток, можно разных цветов для кисточек (по желанию)
  • бисер для украшения (по желанию)
Сложите ткань повдоль на три равные части, в боковые концы вставьте завязки. Прострочите пояс по краям. Наметьте середину пояса. Отложите, ориентируясь на нее, по продольному краю пояса  равные расстояния - здесь будут кисточки.  Ну а дальше - полет вашей фантазии. Вы можете оставить пояс неукрашенным, а можете воплотить на нем все свои самые фантастичные замыслы:).

 

Автор Корнилова Алла
слингоконсультант, г.Томск-2010
Источники:
"Alaska native art: tradition, innovation, continuity" автор Susan W. Fair
http://beadwork.about.com
http://www.anchoragemuseum.org
http://store.alaskanative.net
http://www.thebabywearer.com



Рекомендуем также:
Сообщество в ЖЖ,  посвященное этническим слингам
http://community.livejournal.com/ethnic_carriers/