Приветствую Вас, Гость


Даяки. Борнео (Калимантан)

...А знаете ли вы слинг, который был бы создан без единого кусочка ткани? И выполнял не только свое прямое назначение, но и защищал бы от болезней, способствовал укреплению родственных отношений и показывал ваш социальный статус? А между тем,  такой такой слинг есть. Называется он ba' - это специальное средство для ношения детей, используемое даяками на о.Борнео.

Даяки - это собирательное название для коренных жителей острова Борнео (он же Калимантан - третий по величине остров в мире и единственный остров, разделённый сразу между тремя признанными государствами: Индонезией, Малайзией и Брунеем. Находится в центре Малайского архипелага в юго-восточной Азии).

К даякам относятся более 200 племён с различными языками и различной культурой. Они населяют не только Борнео, но и другие индонезийские провинции и малазийские земли. Обычно даяки селятся в лонгхаузах — длинных домах, в которых ведут коммунальную жизнь. Хотя многие даяки покидают длинные дома и поселяются на фермах или в городах, они стремятся жить вместе и селиться рядом с другими даяками, чтобы хоть как-то поддерживать традиционный образ жизни. Немало даяков получили в Малайзии современное образование, освоили компьютерную технику и заседают в правительстве. Те, кто остались в длинных домах, сознательно выбрали такой образ жизни — кто-то по причине взаимоотношений с духами предков,  кто-то просто из-за любви к традиционному укладу. Даяки очень трепетно относятся к сохранению своих традиций и делают все для того, чтобы  передать их будущим поколениям. У этих народностей есть одна интересная особенность: после рождения второго ребенка родителей перестают называть по имени и начинают звать как «отец и мать такого-то».

Традиционно даяки носят своих детей в своего рода плетеных корзинах (dayak baby carier или  ba'), с деревянным основанием  в форме полукруга. Для их изготовления использовались раттановое или железное дерево (ironwood), обладающие хорошей гибкостью, упругостью и прочностью.

На первый взгляд, ba' представляет собой практичное, красиво украшенное средство для ношения детей - один из многих аналогов в мире слингов и перевязей. На самом же деле это не совсем так. Ba' действительно весьма практичная вещь, но вместе с тем он является поистине произведением искусства, наделяется сверхъестественными свойствами и играет значительную социальную роль.

Детей в них носят с рождения до 2-3х лет, преимущественно сзади. Ребенок сидит внутри "корзины", лицом вперед, а его ноги свободно свисают по бокам маминого тела.  Такое положение позволяет ребенку наблюдать за происходящими вокруг него событиями из-за плеча своей матери или же  с комфортом спать, прислонив голову на ее спину. Если же предстоит долгая дорога, например из села в село, в ba' носят и более старших детей - вплоть до четырех лет.

Ba' носят не только сзади, но и спереди - особенно пока малыш еще маленький. Если ребенка нужно покормить, переноску помещают так, чтоб малыш мог достать до груди. Младенцам обычно кладут внутрь переноски тонкую подушечку либо свернутую ткань, чтобы дно и стенки "корзины" были более мягкими.

Иногда при ношении сзади ba' дополнительно привязывают к спине несущего с помощью саронга или другого платка с тем, чтобы он плотнее прилегал.

История

Первые упоминания в письменных источниках о ba' относятся к 19 веку, однако это не означает, что до этого времени ba' не существовало. Более ранние образцы ba' - большая редкость, и сейчас их можно встретить, пожалуй, только в музейных коллекциях. В отличие от современных переносок, старые ba' были полностью выстроганы из дерева.

В отчетах антропологах, изучавших Борнео и его население, ba'  часто упоминается как средство для ношения детей, подчеркивается его роль "охранника" души новорожденного от злых духов и болезней, и зависимость стиля его  украшения от принадлежности к тому или иному слою общества.  Британский консул на Брунее Spenser St.John пишет в 1862 году о том, что во время своего посещения народности Kayan, он видел женщину из высшего сословия, несущую своего ребенка в "переноске из раттана, украшенную красивейшей вышивкой. Когда женщина выходила из дома, она помещала своего малыша в ba' и привязывала его на спину." В книгах английского антрополога Ling Roth в описании экспедиции за 1896 год есть фотография женщины с двумя ba'. Один из них привязан спереди и в нем находится малыш, а другой стоит рядом на земле, повернутый лицевой стороной к камере.

Создание ba'

Процесс изготовления ba' состоит из нескольких этапов. Первая - это изготовление основы: полукруглого деревянного сиденья с деревянной или раттановой спинкой. Это исключительно  мужская часть работы.

Второй этап - внутренняя обивка,  облицовка и украшение - часть традиционного женского ремесла. Края переноски обычно отделываются красочными кусочками ткани в лоскутной технике. Для некоторых ba', особенно принадлежащих детям из малообеспеченных слоев населения, украшение на этом заканчивается. Но подавляющее большинство этих изделий дополнительно украшается еще и бисером. Центральная часть спинки называется aban. Чаще всего для ее отделки используются черный, желтый и белый цвета с вкраплениями красного, зеленого и синего бисера. Цвет бисера также имеет свое значение, так, к примеру, считалось, что ребенка, которого носили в переноске, украшенной синем бисером,  ждет  счастье и благополучие. Бисероплетение - самая трудоемкая и сложная часть работы. На вышивку одного aban'а уодит до трех месяцев, поэтому часто мать начинает украшать ba' еще до рождения своего малыша.

В зависимости от типа рисунка и используемых материалов для украшения ba', можно точно сказать, к какому сословию принадлежит ребенок. Однако, подобное социальное дистанцирование  наблюдается не у всех племен Борнео. Так, например, у народностей Kayan, Sebop, Kanowit, Berawan, Punanam, Kajang  почти нет специфики в изготовлении ba', и один и тот же рисунок может использоваться любым человеком.

А вот у народности Kenyah все варианты украшений ba' четко делятся на три категории.

  • Первый - с вышитой или вырезанной в центре фигурой человека с характерно согнутыми руками и ногами. Этот рисунок используется только для привилегированного слоя населения - deta'.
  • Второй - с изображением головы, от которой  исходят характерно загнутые завитки. Это  рисунок для несколько менее обеспеченного слоя общества - deta'u и dumit.
  • И третий вариант - абстрактные завитки, он используется простолюдинами.

После того, как aban закончен, делается окантовка - края спинки украшаются ракушками, пуговицами и даже старыми монетками. Их выбор также диктуется принадлежностью к какому-либо сословию, полом ребенка и индивидуальными предпочтениями. Украшением краев и навешиванием на переноску различных предметов  обычно занимаются старшие женщины (как правило, бабушки ребенка). Они более опытные и умелые, и в тоже время имеют большего свободного времени, так как не заняты хлопотами по хозяйству.  Обычно каждый ba' украшается хотя бы одной ракушкой, либо двумя - чтобы при столкновении те создавали шум. Когда у малыша отпадает пуповина, ее кладут в одну из таких ракушек.

Выбор когтей и клыков животного для украшения ba', а также их количество определяется социальным статусом ребенка и его полом. Так к примеру когти и клыки тигра и леопарда могут использовать только в сословии deta'u. А если учесть, что тигры на Борнео не водятся, то можно представить себе, насколько высоко ценится  эта вещь. Если у семьи есть своя старая родовая вышивка бисером, она тоже прикрепляется к ba'. Многие фамильные вышивки очень дороги и носят свои отдельные имена, вызывая почет и благоговение у окружающих.

Использовать специализированные украшения для высших сословий низшие не могут - считается, что это навлечет несчастье и болезни на ребенка. Во многих районах, населенных Kenyah, исповедующими христианскую веру, сословные различия полностью нивелированы, но тем не менее они четко сохраняются при украшении детских переносок.

Искусству создания ba' обучаются все взрослые независимо от их социального статуса. Его могут делать не только родители малыша, но и его тети, дяди, а также бабушки и дедушки. Нередки случаи, когда переноска передается "по наследству" от старших детей младшим. В этом случае все украшение ba' снимается и создается заново - индивидуально для каждого ребенка. Ba' никогда не продают и не одалживают, и единственный способ получить его - сделать новый или получить по наследству. Для матерей ba' - далеко не просто утилитарная вещь, это часть души их ребенка, вещь, в которой живет дух их рода. Это в первую очередь относится к ba', принадлежащим высшим слоям общества, ведь именно они украшали свои переноски древними фамильными вышивками, история которых нередко насчитывала более столетия.

Ba' как обрядовый элемент.

Первое значительное событие в жизни ребенка - petakau anak (в переводе "освободить ребенка") или chut tana ("коснуться земли"). Проводится он в  период между 2й и 4й неделей со дня рождения ребенка, а точный день выбирается в зависимости от фазы луны. В этот день с матери снимаются все ограничения по питанию, запрет на выход из дома и мытье. Ребенку дают имя и представляют всему сообществу. Проводятся различные церемонии по увещеванию духов: злых просят держаться от ребенка подальше, а добрых  покровительствовать новой жизни.

В этот день ребенок впервые выходит за пределы своего дома, и делает он это в ba'. Его переноска украшена только одной ракушкой, в которую вкладывают пуповину малыша и кусочки определенных растений, собранных старшими женщинами в этот день в лесу. Малыша в ba', привязанном к спине матери, выносят из дома в сопровождении отца, а также сестер или братьев  противоположного пола. Если ребенок первенец, то в сопровождающие берут ближайшего по родственным связям ребенка противоположного пола. Возглавляют церемонию две старших женщины. Ребенка опускают на землю и знакомят с атрибутами его будущей жизни. Если это мальчик, ему в руку дают импровизированное копье и помогают пронзить тело свиньи, сделанной из кусочка банана. Девочке дают  маленькую сеть, которой она при помощи взрослых ловит высушенную рыбу. После этого процессия возвращается в дом, где всех членов семьи угощают крошечными кусочками пищи, "добытой" младенцем.  Существуют также другие части этой церемонии, однако эта единственная, в которой ba' играет важную роль.

Социальная и духовная роль ba'.

Ba' и ношение в нем символизирует для детей даяков некое убежище от всевозможных страхов и опасностей. Испуганный или просто уставший ребенок  может попытаться вскарабкаться на спину взрослому, прося "ba' me", что означает просьбу посадить его в переноску. Подобное поведение поощряется взрослыми: они и сами в моменты опасности или просто если им захотелось побыть рядом со своим малышом, зовут его: "ba', ba'!", тем самым приглашая ребенка забраться  в переноску. Подобная традиция формирует у детей даяков устойчивое ощущение надежности и безопасности, когда они находятся на спине родителей в ba'.

Ношение в ba' считается лучшим средством для отдыха уставшему ребенку или успокоения раскапризничавшегося малыша. В сочетании с размеренным ритмичным шагом по веранде лонгхауза  и монотонной песней ba' производит просто волшебный эффект. Если мать занята домашними делами, а ее малыш расплакался,она может попросить старших детей поносить ребенка в ba' (Ba' sadinko! ="carry your younger sibling").

Помимо этого, ba' играет роль хранителя детской души. Многие даяки считают, что душа новорожденного еще не прочно закрепилась в его теле, и поэтому уделяют особое внимание украшению переноски. Считается, что эстетическая красота украшения привлекает душу ребенка, удерживая ее в теле, а различные амулеты, как то гремящие ракушки, зубы и клыки создают при движении шум, который отпугнет злых духов. Если новорожденный слаб или болен, старшие женщины советуют молодым матерям как можно больше носить его в ba'

Ba' также способствует сохранению и укреплению родственных связей. Когти и клыки животных, фамильные вышивки бисером - это те элементы украшения переноски, которые не покупаются у торговцев, а передаются по наследству из поколения в поколения. В случае необходимости увеличить количество когтей или клыков, их  занимают у своих родственников, и в свою очередь также делятся с другими. Так, несмотря на наметившиеся современные тенденции к раздельному проживанию,  ba' помогает сохранять  и укреплять родственные связи.

Даяки до сих пор используют подобные средства для ношения детей. Но современность наложила свой отпечаток на их творчество, и теперь некоторые ba' производятся специально для частных или музейных коллекций, а также для украшения дома в этническом стиле. И нужно сказать, что это отнюдь не дешевая вещь: их стоимость может составлять несколько сотен и даже тысяч долларов.


Автор Корнилова Алла
слингоконсультант
г.Томск-2010

.Источники:
http://www.art-pacific.com/artifacts/indonesi/dyakcarc.htm
http://www.art-pacific.com/artifacts/indonesi/dyakcaro.htm
www.panda.org, www.markajohnson.com
www.tribalarts.com, www.thecityreview.com
http://kr.blog.yahoo.com, http://www.geocities.com (Сайт закрылся)
Herbert L.Whittier, Patricia R. Whittier "Baby Carriers.
A Link Between Social and Spiritual Values Among the Kenyah Dayak of Borneo"


Еще фото


Фото с сайта www.geocities.com. (Сайт закрылся)



Рекомендуем также:
Сообщество в ЖЖ,  посвященное этническим слингам
http://community.livejournal.com/ethnic_carriers/