Приветствую Вас, Гость


Папуа Новая Гвинея - билум.

Каждый этнический слинг наполнен своим особенным чувством культуры, неповторимой мудростью жизненного уклада и традиций своего племени. И Новая Гвинея - не исключение. Впрочем, речь пойдет скорее о Папуа-Новой Гвинее - это гористые внутренние районы острова Новая Гвинея, где мужчины и женщины всегда носят с собой сетчатые сумки. Эта сумка называется билум (bilum, или net bag carrier). Среди жителей, населяющих равнины и прибрежные равнины, а также многочисленные острова и архипелаги страны, подобные сумки  распространены очень-очень мало.

Сделанные из волокон воздушных корней пальмовых деревьев, они сопровождают жителей Новой Гвинеи от рождения до самой смерти.  Эти сумки отнюдь не такие мягкие, как это может показаться по фотографии. Нередко материал на ощупь напоминает рыболовную леску, ведь современные сетчатые сумки  делают не только из растительных материалов, но и из бечевки, шпагата, нейлона и шерстяных нитей. Это не только значительно ускоряет процесс создания билума, но и обеспечивает большее разнообразие при выборе будущего рисунка сумки. Волокна для традиционного билума добываются из внутренней коры тюльпанного или пальмового дерева и других легко доступных природных материалов. Собранную кору замачивают в море на срок до 8 месяцев. Материал, который связывает между собой волокна коры, сгнивает, после чего кору вытаскивают и сушат. Высушенную кору женщины укладывают к себе на бедро и растирают ее руками, в результате чего образуются длинные волокна, похожие на шпагат.

Изготовление билума - исключительно женская работа. Если же мужчина получает в подарок от женщины сшитый ею билум, он самостоятельно украшает его различными мужскими символами, обычно это перья разных видов птиц.  Нередко билумы украшают ракушками и частями ракообразных. Подобные украшения служат напоминанием об огромной роли океана в жизни народностей, населяющих территории Папуа Новой Гвинеи. В своих сумках мужчины носят пищу, когда идут на охоту, а в перевешенных через балку дома хранят свои инструменты, личные вещи и фамильные ценности. В некоторых районах  сеточные сумки используются для выкупа невесты.

Билумы играют очень важную роль в жизни местных племен и служат своеобразным индикатором этнической принадлежности. По стилю рисунка, форме, украшениям сумки можно определить не только пол ее обладателя, но и его социальный статус. У каждого поселения, как правило, есть какие-то свои элементы дизайна, подчеркивающие его принадлежность к тому или иному поселению.

Цветовая гамма билумов очень разнообразна, а для окраски волокон обычно используют природные красители. Для того, чтобы изменить цвет волокна, с ним производят различные операции: для получения светлого, почти белого волокна, кору растирают белым камнем. Чтобы получить темное волокно, перед ткачеством его вываливают в грязи. Сланец, корни орхидеи и других растений из джунглей, специальные темно-красные ракушки - все идет в ход для получения нужного цвета. Конечный результат, как правило, просто потрясающий. К сожалению, сегодня довольно сложно найти традиционный билум, созданный из натуральных материалов, но обладание им - это всегда повод для гордости и счастья обладания большой ценностью.

Билум универсален: дети, мелкие зверюшки, фрукты, овощи -  в нем  переносят все! Это самая что ни на есть рабочая лошадка! Женщины традиционно носят билумы, обернув их ручки вокруг головы и закинув за спину, в то время как мужчины носят их через плечо или на поясе. Билумы бывают самых разных размеров: от больших для переноски детей и хозяйственных вещей до маленьких, размером с палец, сумок-амулетов. Он используется как хозяйственная сумка, средство для ношения малышей, колыбель, амулет, игрушка,  одежда, танцевальный атрибут, предмет торговли и обмена и т.д. Билум стал настолько привычным элементом жизни их людей, что если женщина стоит вдруг без своей сумки, она считается не полностью одетой! 

С самого рождения  малыша укладывают в эту сетку, мать передвигает сумку за спину, а лямка билума проходит у нее по лбу. Носят малыша в сумке преимущественно горизонтально. Для того, чтобы малышу было мягко в ней лежать, сетчатую поверхность сумки выстилают ветошью или мягкими листьями, столь же нежными как  фланель. От нещадно палящего солнца или проливного дождя младенца закрывают пальмовым листом или куском коры. 

Если мать несет еще какой-либо груз (фрукты, овощи..), то младенца она передвигает вперед, а сумки с прочим грузом несет за спиной. Иногда женщина одновременно несет  за спиной своеобразную пирамиду сумок: самая нижняя обычно с каким-либо грузом, средняя с младенцем, а верхняя прикрывает малыша от солнца или дождя.

Когда мать занята домашними делами или работает в поле, она может повешать билум на сук дерева или под потолок своего дома. Получается своеобразная колыбель, в которой малыш, убаюкиваемый повседневной музыкой привычных звуков, мирно спит.

Если женщинам случается идти куда-то в сумерках или ночью, они всегда несут младенцев спереди. Считается, что если малыш будет сзади без присмотра, то женские духи из потустороннего мира могут накормить его своим мертвым молоком. Перед кормлением мать нередко сцеживает первые капли молока на землю - считается, что так она обезвреживает невидимые следы женских духов и их детей, незаметно бродящих вокруг в сумерках ночи. Эти верования родились не на пустом месте. Жители Папуа Новой Гвинеи верят, что люди - не единственные существа, которые пользуются билумами. Женским духам потустороннего мира в билумах преподносят дары: различные ритуальные и растительные атрибуты для привлечения богатого урожая.

Согласно представлениям местных народностей, билумы оберегают ребёнка. Более того, существует прямая лексическая связь между словами "билум" и "матка". У многих племен матка называется spirit bilum ("uda midi") - духовный  билум, а у народности Kaluli вообще нет отдельных слов для обозначения рождения ребенка. Фраза, описывающая рождение малыша, литературно переводится как "положить малыша в сетчатую сумку". Ношение малыша в билуме воспринимается как своего рода продолжение беременности, ведь весь первый год жизни ребенок проводит в тесном контакте с мамой.

Сегодня наряду с  сетками некоторые женщины используют и просто куски ткани, подвязывая младенцев сзади на манер билума

Когда ребенок подрастает и может уверенно держаться у отца или матери на плечах, его перестают носить в сетчатой сумке.Он бегает самостоятельно и лишь при переходе на длительные расстояния забирается к родителям на плечи.




См. также: ВИДЕО с www.youtube.com - плетение билума.



Автор: Корнилова Алла,
Томск, 2010
При написании статьи использованы материалы:
Maureen Anne MacKenzie Androgynous Objects: String Bags and Gender in Central New Guinea
(Studies in Anthropology and History)
Beatrice Fontanel, Claire d'Harcourt "Babies Celebrated"
http://www.michie.net
Фотоматериал:
http://www.flickr.com/
Beatrice Fontanel, Claire d'Harcourt "Babies Celebrated"


* В статье возможны изменения и дополнения. У вас есть интересная информация? Пришлите ее нам! mamatomskru@mail.ru




Рекомендуем также:
Сообщество в ЖЖ,  посвященное этническим слингам
http://community.livejournal.com/ethnic_carriers/