Приветствую Вас, Гость


Крупным планом: школа-парк.

г.Екатеринбург


С 1993 года в Екатеринбурге осваивается образовательная система «Школа-парк». Сегодня практика ее реализации вступила в противоречие с нормативным полем массового образования: развивать проект дальше стало невозможно. Именно поэтому мы считаем необходимым вывод проекта из правового пространства массового образования и его дальнейшее развитие в принципиально иных моделях.

Основная идея нового этапа развития проекта состоит в организации школы-парка не в форме образовательного учреждения или негосударственной образовательной организации, а в других организационно-правовых формах. Речь идет в первую очередь о создании школы-парка как совокупности открытых студий, руководимых педагогами, занимающимися индивидуальной педагогической деятельностью без образования юридического лица (статья 48 Закона РФ «Об образовании»). Индивидуальные предприниматели – руководители студий – объединены в некоммерческое партнерство, решающее вопросы аренды и обслуживания зданий, материально-технического и других видов обеспечения образовательного процесса.

Что такое школа-парк

Отказ от классно-урочной системы

Образовательная система "Школа-парк" не приемлет принцип пансофизма, предполагающий, что накопленная человечеством культура может быть кодифицирована, представлена в форме замкнутых исчислений - наук, подлежащих усвоению младшими поколениями. Именно в классно-урочной системе, основы которой были разработаны в XVII веке великим чешским педагогом Яном Коменским, онтогенез знания редуцирован до усвоения культуры в знаковой форме. Отсюда следуют и основные принципы традиционного обучения: априорное, вне ребенка, конструирование содержания образования, разбивка его по школьным предметам, по годам обучения, по темам на основе образовательных программ и календарно-тематических планов; организация образовательного процесса в одновозрастных учебных коллективах - классах на основе единого для всех учеников данного класса учебного плана и расписания занятий.

Школа как парк открытых студий

Теоретические основы образовательной системы "Школа-парк" были разработаны известным российским педагогом Милославом Александровичем Балабаном. Корень "парк" в ее названии используется в значении "набор, совокупность, сеть": школа-парк - это набор, или парк, открытых разновозрастных студий. Под студией же понимается свободное объединение учеников вокруг учителя-мастера для совместного обучения. При этом состав студий определяется, с одной стороны, составом имеющихся учителей, их реальными знаниями и умениями, а с другой стороны - образовательными потребностями учеников.

Учащиеся парк-школы не делятся на классы, и при этом каждый из них самоопределяется по отношению к каждой студии: либо он является ее постоянным членом (членом "команды"), либо клиентом, либо посетителем (гостем). Кроме того, у каждого учителя (руководителя студии) существуют "выращенные им" подмастерья - ученики, активно помогающие учителю в работе с другими постоянными членами или клиентами. Любой ученик парк-школы может в любое время изменить свой статус по отношению к данной студии - из посетителя стать клиентом, затем постоянным членом, затем подмастерьем (последнее, конечно, по взаимному согласию с учителем); возможно изменение статуса и в обратную сторону.

Организационно образовательный процесс в школе-парке выглядит следующим образом. Составляется график работы студий, причем каждая студия в течение недели часть времени работает в закрытом режиме только для своих постоянных членов, а часть - в открытом, для клиентов и гостей. Все учащиеся "разбиваются" по студиям, то есть самоопределяются, какую студию они выбирают для работы в ней в качестве постоянного члена. Занятия студий в закрытом режиме являются для ее постоянных членов обязательными; все остальные занятия студий посещаются учениками (в качестве клиентов) на основе своего свободного выбора, без регламентации каким-либо учебным планом или расписанием. Таким образом, приходя в школу, ученик самостоятельно решает, в каких студиях и в каком объеме он будет работать.

Содержание деятельности студий

В студиях не "изучаются" какие бы то ни было образовательные программы; содержанием ее работы является повышение членораздельности восприятия окружающего мира (в предметной области, соответствующей профилю студии) каждым учащимся (фрактальное обучение). Оно организуется в различных видах совместной деятельности учащихся разных возрастов и учителя; главное, что отличает его от традиционного обучения - принципиально иная цель. Если целью подавляющего большинства образовательных систем является усвоение учащимися определенной образовательной программой "системы знаний" (пусть не в готовом виде, не репродуктивно, а в более тонких образовательных технологиях), формирование у них заданных заранее умений и навыков, то цель фрактального обучения - увеличение членораздельности, или фрактальности, индивидуальной картины мира каждого учащегося, развитие их живого знания на основе обмена личным, частным знанием между участниками работы. Парк-школа, таким образом, представляет собой специально организованное пространство для такого обмена.

Замысел нового этапа проекта

От учреждения — к некоммерческому партнерству

Работа в 1993–2003 годах показала весьма плохую совместимость основных принципов образовательной системы «Школа-парк» с нормативным полем массового образования. Поэтому на новом этапе проекта предполагается перейти к принципиально иным организационным и финансовым моделям, а именно создать парк-школу не в форме учреждения, а в форме некоммерческого партнерства, объединяющего индивидуальных предпринимателей, занимающихся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью (статья 48 закона «Об образовании»). Эта деятельность не лицензируется и не подпадает под многочисленные правовые акты, регламентирующие работу образовательных учреждений.

За некоммерческим партнерством (которое как таковое образовательных услуг не оказывает) остаются функции обеспечения образовательного процесса (аренда или оперативное управление зданием, снабжение и пр.) Подробнее о предлагаемых организационной и финансовой моделях парк-школы на новом этапе развития проекта см. на сайте школы-парка

Состав студий и учащиеся парк-школы

Безусловно, состав студий в школе-парке может быть любым, подчиняясь закону спроса и предложения на рынке образовательных услуг. Вполне возможны школы-парки, например, со студиями автовождения, кройки и шитья или кулинарии. В нашем проекте, который мы рассматриваем как возможную альтернативу массовому образованию, мы ориентируемся на традиционные профили студий - именно для того, чтобы иметь возможность развивать проект параллельно массовой школе, а не в качестве "дополнительного" образования.

Итак, школу-парк на новом этапе проекта предлагается создать в составе 6 студий:

  • физико-математическая студия;
  • химико-биологическая студия;
  • студия обществознания и политологии;
  • студия литературы и искусства;
  • студия информационных технологий;
  • студия лингвистики (русского и иностранных языков)

Если принять среднюю расчетную численность постоянного состава каждой студии 15 учащихся, мы получим общую численность школы-парка 90 учащихся. Понятно, что в реальной практике эти цифры могут быть несколько иными.

"Внешние" клиенты

Кроме работы студий в двух режимах — со своими постоянными членами и в режиме взаимообмена (назовем такой режим обслуживанием «внутренних» клиентов — учеников школы-парка), после обеда и по субботам каждая студия работает еще в режиме обслуживания «внешних» клиентов — любых жителей города, как детей, так и взрослых, желающих получить соответствующую образовательную услугу (наверстать «пропущенное» в традиционной школе, подготовиться к контрольной работе и т.п.) К работе с внешними клиентами могут привлекаться постоянные члены студии.

Студия спорта

Помимо перечисленных выше шести студий школы-парка, в ней предполагается организовать еще одну — студию спорта, не имеющую постоянного состава и занимающуюся лишь обслуживанием «внутренних» клиентов, или, попросту говоря, работающую только с учащимися парк-школы (на основе их свободного выбора, разумеется).

Возрастной состав учащихся

Безусловно, теоретически в школах-парках могут учиться люди любого возраста - от 5 лет до глубокой старости. Наш проект мы предполагаем реализовать для детей от 12 до 17 лет (что соответствует традиционным 7-11 классам массовой школы); эти рамки обусловлены двумя причинами:

  • именно в работе с этой возрастной категорией накоплен определенный опыт на предыдущих стадиях развития проекта в 1993-2002 годах;
  • наш проект развивается как одна из возможных альтернатив массовому образованию и потому ориентирован на детей школьного возраста.

Режим работы школы-парка

Работа школы-парка предполагается в следующем режиме:

понедельник - пятница

8.50 - 10.50 Работа студий в закрытом режиме
(со своими постоянными членами)
11.10 - 12.30
12.50 - 14.10
Взаимообмены (обслуживание "внутренних" клиентов)
14.30 - 15.50
16.10 - 17.30
Обслуживание внешних клиентов

суббота

9.30 - 10.50
11.10 - 12.30
12.50 - 14.10
14.30 - 15.50
Обслуживание внешних клиентов

Студия спорта работает с понедельника по пятницу с 11.10 до 15.50.

Аттестация учащихся и документы об образовании

В концепции школы-парка нет аттестации, понимаемой как сравнение с обязательными эталонами и калибровка учеников в зависимости от понимаемых подобным образом учебных достижений. Мониторинг учебных достижений учащихся производится в различных формах, основная из которых - резюме, выдаваемые руководителями студий.

Поскольку школа-парк не является образовательным учреждением (подробнее об этом см. в разделе «Документы» на сайте школы-парка), она не выдает традиционных аттестатов или дипломов. Стандартный аттестат может быть получен учеником школы-парка в форме экстерната в специально создаваемой для этой цели муниципальной школе для экстернов, входящей в состав некоммерческого партнерства «Парк-школа»; с извлечениями из проекта устава такой школы вы можете ознакомиться. Подробнее о мониторинге учебных достижений, аттестации и выдаче документов об образовании см. нашу монографию «Образовательная система Школа-парк: теория и практика», а также другие документы в разделе «Документы».


Источник - http://park-school.ru